Материалы » Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей » Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте

Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте
Страница 3

Сказанное выше дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения (82).

В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций (ЦО). Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия человека с миром. С точки зрения содержания, ЦО – общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно (28).

В ЦО как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ЦО – это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ЦО включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ЦО характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.

Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ЦО пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, старшеклассники могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми, но эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастает c течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив (29).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Первая Встреча в психоаналитически-ориентированной психотерапии
В этом случае говорят также о "первом интервью" или "первой беседе", когда осуществляется глубинно-психологический сбор информации (анамнеза) и выясняются показания к психотерапии. Первая Встреча в психоаналитически-ориентированной психотерапии (П.в.в.п-о.п) имеет диагностические, прогностические и психотерапевтичес ...

Взаимодействие и общение в группе
Зарубежная психология перенесла центр тяжести при изучении малых групп на исследование особенностей межличностного общения индивидов в группах, рассматривая его в контексте симпатий и антипатий, безразличия и привязанности, которые испытывают друг к другу индивиды в процессе общения и взаимодействия. Согласно мнению представителей груп ...

Анализ цикла занятий по коррекции и развитию адаптивных возможностей умственно-отсталых подростков. Анализ цикла занятий «Я-социальное»
Цель цикла занятий: Достижение частичного осознания подростком своего социального «Я», как носителя социальной роли. Первое занятие проходило скованно, дети не могут разглядывать свое лицо спокойно, после предложения ощупать его приходят в замешательство, к концу занятия делают это с удовольствием. Второе занятие проходит с большим и ...