В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии
, основные диагностические критерии которых подробно описаны R.L.Custer и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Стадия выигрышей |
Стадия проигрышей |
Стадия отчаяния |
Случайная игра Частые выигрыши Возбуждение предшествует и сопутствует игре Более частые случаи игры Увеличение размера ставок Фантазии об игре Очень крупный выигрыш Беспричинный оптимизм |
Игра в одиночестве Хвастовство выигрышами Размышления только об игре Затягивающиеся эпизоды проигрышей Неспособность остановить игру Одалживание денег на игру Ложь и сокрытие от других своей проблемы Уменьшение заботы о семье или супруге Уменьшение рабочего времени в пользу игры Отказ платить долги Изменения личности – раздражительность, утомляемость, необщительность Тяжелая эмоциональная обстановка дома Очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами Неспособность оплатить долги Отчаянные попытки прекратить играть |
Потеря профессиональной и личной репутации Значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размер ставок Удаление от семьи и друзей Угрызение совести, раскаяние Ненависть к другим Паника Незаконные действия Безнадежность Суицидальные мысли и попытки Арест Развод Злоупотребление алкоголем Эмоциональные нарушения Уход в себя |
По данным В.В. Зайцева в психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева наблюдалось 26 человек с патологической склонностью к азартным играм, и было отмечено, что патологические игроки имеют конституционально обусловленный высокий уровень психической активности, низкий уровень контроля над импульсами, низкую фрустрационную толерантность и периодическую потребность в аффективной разрядке. При этом в игровой ситуации пациенты в течение длительного времени не способны контролировать игровой импульс, чему в немалой степени способствуют сформированные в процессе жизненного опыта неадекватные по отношению к азартным играм когнитивные схемы.
Феноменологический анализ особенностей поведения и субъективных переживаний пациентов позволил прийти к выводу, что контроль над игровым импульсом теряется при условии, когда:
· на предсознательном уровне («автоматических мыслей и представлений» по A.Beck) решение играть уже принято;
· импульс к игре представляется игроку как доступный контролю: «если мне это действительно не надо, то я не буду играть», «на холодный рассудок проиграть невозможно», и цель игры рассматривается им как рациональная, например, «решить финансовые проблемы»;
· выраженность эмоционального аккомпанемента, которая для «Я» игрока могла бы свидетельствовать о наличии азартного желания, тем или иным способом (отвлечение, нагрузка или в результате бессознательных механизмов вытеснения) подавляется.
Т.о. создаются условия для возникновения ситуации, когда пациент совершенно беззащитен от импульса, возникающего как взрыв при определенных ситуациях (чаще всего это наличие денег и свободного времени).
Проведенный В.В. Зайцевым анализ динамики игровых срывов позволил обнаружить развитие фаз в поведении игроков, что дает возможность говорить об определенном игровом цикле, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами [5].
Основные понятия супружеских отношений в
отечественной и зарубежной психологии. Анализ общепсихологического подхода к изучению
супружеских отношений
Проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее зн ...
Иерархическая теория
потребностей А. Маслоу
Иерархия потребностей А. Маслоу – это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная для понимания не только текущего состояния общества, но для прошлого и будущего. Ее достоинства в том, что она пригодна для формирования, развития и функционирования не только индивида, но и крупных социальных групп и социальных институтов ...
Методы диагностики памяти
Методика «Выучи слова»
Цель:
определение динамики процесса заучивания.
Ход:
ребенок получал задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, лампочка, картина, человек, книга.
Каждый ребенок пытался воспроизвести ряд после кажд ...
Разделы