Стадии игровой зависимости, фазы игрового цикла

В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии

, основные диагностические критерии которых подробно описаны R.L.Custer и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стадия выигрышей

Стадия проигрышей

Стадия отчаяния

Случайная игра

Частые выигрыши

Возбуждение предшествует и сопутствует игре

Более частые случаи игры

Увеличение размера ставок

Фантазии об игре

Очень крупный выигрыш

Беспричинный оптимизм

Игра в одиночестве

Хвастовство выигрышами

Размышления только об игре

Затягивающиеся эпизоды проигрышей

Неспособность остановить игру

Одалживание денег на игру

Ложь и сокрытие от других своей проблемы

Уменьшение заботы о семье или супруге

Уменьшение рабочего времени в пользу игры

Отказ платить долги

Изменения личности – раздражительность, утомляемость, необщительность

Тяжелая эмоциональная обстановка дома

Очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами

Неспособность оплатить долги

Отчаянные попытки прекратить играть

Потеря профессиональной и личной репутации

Значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размер ставок

Удаление от семьи и друзей

Угрызение совести, раскаяние

Ненависть к другим

Паника

Незаконные действия

Безнадежность

Суицидальные мысли и попытки

Арест

Развод

Злоупотребление алкоголем

Эмоциональные нарушения

Уход в себя

По данным В.В. Зайцева в психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева наблюдалось 26 человек с патологической склонностью к азартным играм, и было отмечено, что патологические игроки имеют конституционально обусловленный высокий уровень психической активности, низкий уровень контроля над импульсами, низкую фрустрационную толерантность и периодическую потребность в аффективной разрядке. При этом в игровой ситуации пациенты в течение длительного времени не способны контролировать игровой импульс, чему в немалой степени способствуют сформированные в процессе жизненного опыта неадекватные по отношению к азартным играм когнитивные схемы.

Феноменологический анализ особенностей поведения и субъективных переживаний пациентов позволил прийти к выводу, что контроль над игровым импульсом теряется при условии, когда:

· на предсознательном уровне («автоматических мыслей и представлений» по A.Beck) решение играть уже принято;

· импульс к игре представляется игроку как доступный контролю: «если мне это действительно не надо, то я не буду играть», «на холодный рассудок проиграть невозможно», и цель игры рассматривается им как рациональная, например, «решить финансовые проблемы»;

· выраженность эмоционального аккомпанемента, которая для «Я» игрока могла бы свидетельствовать о наличии азартного желания, тем или иным способом (отвлечение, нагрузка или в результате бессознательных механизмов вытеснения) подавляется.

Т.о. создаются условия для возникновения ситуации, когда пациент совершенно беззащитен от импульса, возникающего как взрыв при определенных ситуациях (чаще всего это наличие денег и свободного времени).

Проведенный В.В. Зайцевым анализ динамики игровых срывов позволил обнаружить развитие фаз в поведении игроков, что дает возможность говорить об определенном игровом цикле, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами [5].


Религиозная вера
В системе любой религии вера занимает центральное место. Вне веры в сверхъестествен­ное невозможна сама рели­гия, ее культовые и институциональные формы. Не слу­чайно слово «верующий» отождествляется в нашем сознании с понятием «религиозный человек». Анализ феномена веры может про­водиться с различных теоретических позиций и вычле­нять ...

«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г. Лускановой
Цель: изучение школьной мотивации. Эта методика описана в [39;56-57]. В нее включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одн ...

Единство мира и проблема психики
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в ...