Материалы » Исследование темпераментного профиля личности » Проблема изучения темпераментного профиля личности. История изучения темперамента

Проблема изучения темпераментного профиля личности. История изучения темперамента
Страница 3

Активность является проявлением общего энергетического уровня. Активный ребенок всегда занят, часто торопится, любит двигаться, у него энергичные движения и быстрая речь. Активность оценивается по утверждениям типа „Ребенок не может спокойно сидеть на месте".

Социабельность связана в основном с потребностью в аффилиации (желании быть с другими). Оценивается по таким утверждениям, как „Любит быть с другими", „Легко находит друзей".

Несколько иначе, чем американские исследователи, трактует свойства темперамента польский психолог Я. Стреляу. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (несвязанность темперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности.

Соответственно этим критериям Стреляу называет две характеристики темперамента, связанные с энергетическом уровнем обеспечения жизнедеятельности, - активность и реактивность и пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени. К последним относятся скорость реакции (время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий), подвижность (способность переключаться с одной деятельности на другую), последействие реакции (время продолжение реакции после того, как действие стимула прекратилось), темп реакций (количество реакций в единицу времени) и ритмичность (регулярность) реакций.

На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти различия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, как социабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепций темперамента, подчеркивает роль темперамента как механизма, определяющего разные поведенческие особенности, и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее внимание уделяет особенностям функционирования этого механизма и меньшее - тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и, что крайне редко встречается в работах американских и западно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной деятельности.

Страницы: 1 2 3 


Выявление эффективности работы по формированию самооценки у подростков с нарушением интеллекта
После проведенной нами работы с учащимися, участвовавшими в формирующем эксперименте, был проведен контрольный срез по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты выполнения заданий до и после формирующего этапа мы сравнили между собой. Проведение методики «Шкала самооценки» (по Ч.Д. Спилбергеру, Ю.Л. Ханину) на контро ...

Применение социально психологического тренинга
Комплекс проблем, затрагиваемых при изучении "прикладных аспектов тренинга", является своеобразной "горячей точкой" и заслуживает более обстоятельного рассмотрения. "С точки зрения задач и разнообразных вариантов его использования в настоящее время тренинг в первую очередь призван обслуживать определенные сферы ...

Социальный капитал. Теоретические подходы, история эволюции понятия, структура
Социальный капитал является пока еще не совсем устоявшимся научным понятием, которое широко используется в современной науке. Существует множество определений и трактовок понятия социального капитала. Мы определим социальный капитал как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным ...