Из описанного выше понятными становятся данные о коммуникативных проблемах подростка. Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа. Другой тип ситуаций, в которых преимущественно выбирается неконструктивный стиль поведения, как ни странно – это ситуации, когда другому нужна поддержка или когда сам нуждаешься в поддержке. Эти последние данные говорят, на наш взгляд, не о закрытости и недоверчивости подростков (ибо они – и психологи это отлично знают - открыты и доверчивы). Они скорее эксплицируют мнение, бытующее в нашем обществе и транслируемое напрямую от старшего поколения к младшему. Нельзя проявлять твёрдость в отстаивании своих прав, лучше уступить. Нельзя показывать другому, что тебе плохо – "это неудобно". "Стыдно" чувствовать боль. Приличный человек не чувствует гнева или ненависти и уж во всяком случае их не проявляет.
Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше – на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят "активной жизни", не понимают смысл слов "творчество" и "познание", наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.
Счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, дружба, уверенность в себе и любовь – это то самое другое, "о чём не говорят, чему не учат в школе". Темы, которые занимают высшие ряды рейтинга ценностей подростка, являются распространенными темами психологической работы с подростками школьного возраста в Беларуси.
Важным является вопрос: обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни люди имеют склонности к совершению актов агрессии, а другие – нет? Простые наблюдения приводят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут вспомнить среди своих знакомых лиц, которые из-за необычно высоких или низких «точек кипения», резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались особенно склонными к агрессивным действиям. Черты характера, похоже, играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определённые лица агрессорами или жертвами [3, с. 190].
Социальные характеристики личности: групповые признаки, социальные роли,
социальное положение
Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей. Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, и ...
Понятие социометрического статуса
Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус - положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в гла ...
Система социальной иерархии
Группировки обезьян совершенно непостоянны. Некоторые животные предпочитают бродить в одиночестве, но порой охотно присоединяются к тем или иным временным группам, включающим до 30 обезьян. Существуют более постоянные небольшие альянсы – это обычно либо семейные группы, состоящие из матери и ее двух-трех детей разного возраста, либо объ ...
Разделы