Методики диагностики свойств личности
Страница 1

Состав качеств личности, которые могут быть взаимосвязанными с са­мооценкой личности, определялся с помощью процедуры экспертной оценки. В качестве экспертов выступили психологи (имеющие высшее образование), которые должны были оценить степень влияния каждого из предложенных ка­честв на самооценку. В результате подсчета средних арифметических был оп­ределен список качеств, которые, по мнению психологов, оказывают наи­большее влияние на самооценку личности (Приложение 2).

Качества личности были объединены в несколько групп: нейродинами-ческие (свойства нервной системы и темперамента)^ когнитивные^ эмоцио­нальные, регуляторные (волевые), мотивационные и коммуникативные.

Методики изучения нейродинамических характеристик.

1. Показатели свойств нервной системы изучались с помощью методики Я. Стреляу (1974; Вяткин Б.А., 1978; Приложение 3). Опросник построен на самоотчете спортсменов, которые с помощью самонаблюдения и самоанализа обобщают проявления свойств нервных процессов и используют три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». Данная методика применялась в несколько сокращенном и модифицированном варианте, с учетом специфики соревнова­тельной деятельности спортсменов. Изучалась сила нервной системы, под­вижность и уравновешенность нервных процессов (НП)

2. Показатели свойств темперамента определялись с помощью методики Э. Бренгельман - Л. Бренгельман (Практические занятия по психологии, 1989, С. 31-34).

Методика представляет собой опросник, который содержит 48 вопросов (варианты ответа «да» или «нет»). Ответы сверяются с ключом, в результате чего делается вывод о степени выраженности того или иного свойства темпе­рамента. С помощью методики изучаются следующие свойства темперамента:

- экстраверсия - интроверсия;

- ригидность - пластичность;

- эмоциональная возбудимость;

- темп реакций;

- активность.

3. Показатель нервно-психической устойчивости личности изучался с помощью методики «Определение нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» Санкт-Петербургской Военно- Медицинской Академии (Практическая психодиагностика, 1998, С. 544-548).

Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 84 утвер­ждений (варианты ответа «да», и «нет»). Ответы сопоставляются с ключом и подсчитывается сумма баллов, в соответствии с которой и делается вывод от­носительно уровня нервно-психической устойчивости.

Нервно-психическая устойчивость представляет собой уровень эмоцио­нальности, может рассматриваться как самостоятельная эмоциональная характеристика личности, отдельно, так и в числе нейродинамических ее свойств, конкретно - свойств темперамента. Поэтому выставлялось сводное (среднее) значение показателей эмоциональной и нервно-психической устойчивости.

4. Для выявления уровня тревожности была использована методика Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (Рогов Е.И., 1996, С.234-237).

Методика представляет собой 2 анкеты шкального типа (от 1 до 4) по 20 вопросов в каждой, в которых испытуемому предлагается оценить степень справедливости высказываний относительно своего состояния текущего и обычного. Обработка результатов осуществляется в соответствии с предло­женным ключом. С помощью данной методики определяется выраженность:

- реактивной (ситуативной) тревожности;

- личностной тревожности (как черты характера).

В данной работе использовался лишь опросник личностной тревожности. Методики изучения когнитивных характеристик личности.

1. Показатели свойств интеллекта определялись с помощью методики Р. Амтхауэра (Николаев А.Н., 1996, С. 4-16).

Методика представляет собой ряд субтестов, каждый из которых содер­жит по 20 заданий, на выполнение которых дается ограниченное количество времени. В некоторых случаях варианты ответа предусмотрены, а в некоторых - нет. Число верно выполненных заданий в каждом субтесте суммируется и отражает уровень развития одного из свойств интеллекта.

Для решения задач данного исследования были отобраны следующие характеристики интеллекта:

- уровень осведомленности (эрудиция);

- умение обобщать (находить похожее в различных явлениях);

- умение устанавливать логические связи между понятиями.

2. Показатель когнитивного стиля «широта категоризации» определялись с помощью «Методики изучения когнитивного стиля «широта категоризации»» А.Н. Николаева (2001, С. 126-129).

Методика представляет собой анкету шкального типа, которая включает в себя список из 20 личностных качеств в их полярном проявлении (например, «активный - пассивный»). Испытуемым предлагалось оценить выраженность данных качеств у себя. Для этого им нужно было отметить на шкале соответ­ствующую цифру. В данной методике используется 18-ти балльная двухпо­люсная шкала (например, трусливый 9876543210123456789 сме­лый).

Страницы: 1 2 3


Роль системы восприятия в адаптации трудовой деятельности
В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) - процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин "адаптация" чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации ...

Характер
Характер-совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельность и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера заключается в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям ...

Экспериментальное изучение ценностных ориентаций у старшекласников из полных и неполных семей. Методологический аппарат
Цель – выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей. Объект исследования – старшеклассники 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, общее количество 60 человек, обучающиеся на I-II курсах «Воркутинского медицинского училища» г. Воркута. Предмет исследования – тип семьи, иерархия це ...