Степень разброса оценок у конкретного испытуемого дает представление о широте или узости категоризации. Чем больше разброс, тем больше широта категоризации.
Методики изучения регуляторных характеристик личности.
1. Показатели волевых качеств личности определялись с помощью методики Н.Б. Стамбуловой в модификации Б. Бермана (2002, С. 185-189). Данная методика позволяет выявить степень выраженности волевых качеств, в то время как их генерализованность не изучается.
Методика представляет собой анкету шкального типа (от 1 до 5 баллов), состоящую из 5 блоков по 10 вопросов, каждый из которых направлен на изучение определенных волевых качеств. Сумма баллов свидетельствует от уровне выраженности каждого из качеств. С помощью данной методики изучаются следующие волевые качества:
- целеустремленность;
- смелость и решительность;
- настойчивость и упорство;
- инициативность и самостоятельность;
- самообладание и выдержка.
Методики изучения мотивационных характеристик личности.
1. Уровень притязаний личности изучался с помощью методики Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., 1998, С. 51-54).
Суть методики заключается в том, что испытуемые должны оценить не только реальную, но и идеальную выраженность различных личностных качеств по 9-ти балльной шкале. Среднее арифметическое частных оценок отражает общий уровень притязаний личности.
2. Показатели ценностных ориентации личности определялись с помощью методики А.Н. Николаева (2000, С. 40-43).
Методика представляет собой анкету шкального типа (от 1 до 5 баллов), состоящую из 60 вопросов, в каждом из которых испытуемому предлагается оценить степень значимости определенной ценности. В соответствии с имеющимся ключом, подсчитывается количество баллов по каждой из изучаемых ценностей, что позволяет сделать вывод о степени их выраженности. Данная методика позволяет изучать ценностные ориентации на:
- автономность, независимость;
- безопасность и защищенность;
- богатство духовной культуры;
- религиозную жизнь;
- власть и влияние;
- здоровье;
- известность;
- интересную работу;
- личностный рост;
- материальный успех;
- межличностные контакты, общение;
- нравственные качества;
- общественную деятельность;
- привлекательность;
- привязанность и любовь;
- профессиональные качества;
- свободу и демократию в обществе;
- служение людям;
- чувственные удовольствия;
- яркие впечатления от жизни.
3. Мотивация успеха определялась с помощью методики А.А. Реана (2001, С. 12-15).
Методика состоит из 20 вопросов, отвечая на которые испытуемые должны выбрать один из вариантов ответа («да», «нет»). Полученные ответы обрабатываются в соответствии с ключом, на основе чего делался вывод о преобладающей тенденции в сторону мотивации на неудачу или на успех.
4. Показатели направленности личности определялись с помощью методики В. Смейкала и М. Кучера (Ильин Е.П., 2000, С. 409-411).
Методика включает в себя 30 вопросов, на каждый из которых возможны три ответа (а, Ь, с). Испытуемому предлагается выбрать тот из ответов, который лучше всего выражает его точку зрения и поставить букву ответа (a, b или с) напротив соответствующего пункта в графе «Больше всего». Затем необходимо выбрать наименее соответствующий ответ и поставить букву этого ответа напротив соответствующего пункта в графе «Меньше всего». Обработка полученных данных: за букву, помещённую в первую рубрику начисляется 2 балла, а за букву, занесённую во вторую рубрику - 0 баллов. Ответы соотносятся с ключом, благодаря чему можно судить о выраженности трёх показателей, выявляемых данной методикой:
- направленность на себя;
- направленность на взаимоотношения (на других);
- направленность на задачу (на дело).
Нормативные уровни: 1-5 балла - низкая; 6-10 - средняя; 11-16 - высокая. Методики изучения характерологических свойств личности.
1. Степень уверенности в себе определялась с помощью методики, предложенной Л. Хьеллом и Д. Зиглером (1997, С. 363).
Методика представляет собой анкету шкального типа (от 0 до 4), состоящую из 10 вопросов, касающихся поведения человека в определенных жизненных ситуациях, требующих уверенности в себе. При обработке результатов, суммировались все полученные числа. На основе полученных значений делался вывод о том, насколько уверенно испытуемый ведёт себя в различных ситуациях.
Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте
Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха.
Классифицировать проявле ...
Развитие самооценки
в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка[39].
Устойчивая самооценка формир ...
Теоретические основы
понятия «установка». Понятие
«установка»
Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке, – это рабочая поза ...
Разделы