Условные обозначения: И - интеллект, Т — темперамент, ВК - волевые качества, ЦО - ценностные ориентации, X - среднее арифметическое, V - коэффициент вариации, t - критерий Стьюдента, р - уровень достоверности различий
Спортсмены не только ориентированы на инструментальные ценности индивидуального успеха, но и способны к достижению этих ценностей на основе их личностных особенностей. Речь идёт о том, что спортсмены характеризуются большей независимостью и меньшей внушаемостью (р < 0,001), а также имеют выраженную мотивацию к личному успеху (р < 0,001). То есть, они устойчивее к мнению социального окружения, способны сохранить свою точку зрения и нацелены на достижение высокого результата, успеха. Обращает на себя внимание тот факт, что у спортсменов коэффициент вариации по показателю внушаемости высок. Видимо именно в юношеском возрасте по мере углубления спортивной специализации спорт определяет формирование внушаемости или независимости как качества личности. И поскольку свойство находится в процессе становления, возникает разброс в значениях.
Достаточно существенными являются особенности волевой сферы личности спортсменов. В отличие от студентов, не занимающихся спортом, им присущ более высокий уровень развития таких волевых качеств, как настойчивость и упорство (р < 0,01), а также самообладание и выдержка (р < 0,05). Очевидно, спорт способствует развитию волевых качеств, поскольку для этого вида деятельности характерны высокая соревновательность, чёткая оценка достигнутого, необходимость систематических тренировок, отсроченность результата. Кроме того, спорту присущи особые условия тренировочной и соревновательной работы. Они требуют умения собраться, настроить себя на выступление, пережить неудачи, регулировать, контролировать своё физическое и психологическое состояние. Показательно, что коэффициенты вариации по показателям данных волевых качеств личности спортсменов низки (13,8% и 13,04%), а у испытуемых, не занимающихся спортом они значительно более высокие (30,63% и 28,14%). Таким образом, специфические черты спорта как вида деятельности являются средством формирования волевых качеств личности спортсмена, и эта тенденция является чёткой и однородной.
Особенности коммуникативной сферы личности спортсменов состоят в более высоком уровне развития коммуникативных склонностей (р < 0,04). Эта тенденция на первый взгляд неожиданна, если рассматривать спорт, как исключительно физическую активность. Однако спортивная деятельность - это ещё и общение с тренером, партнёрами по команде и соперниками. Видимо, к юношескому возрасту этот аспект спортивной деятельности становится наиболее важным и осмысленным.
Анализ достоверных различий показателей свойств личности позволяет сделать заключение относительно особенностей развития интеллекта спортсменов. Им присущ более высокий уровень эрудиции и широты категоризации (р < 0,03), чем студентам, не занимающимся спортом.
Итак, особенности развития личности спортсменов достаточно существенны и проявляются во всех сферах личности.
Различия отношения к учебной деятельности школьников младших классов из
полных и неполных семей. Причины неуспеваемости школьников
младших классов.
Неуспеваемость и причины неуспеваемости школьников
Основные причины неуспеваемости школьников:
· здоровье ребенка;
· проблемы отношений с родителями, учителями, взаимоотношения с товарищами. Проблемы отношений с взрослыми — это очень сложный вопрос. Вначале следует обратить внимание на семейные отношения, на социальные условия прожив ...
Динамика переговоров
Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей. Рассмотрим некоторые наиболее важные этапы подробней.
Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сяд ...
Основные психологические характеристики массовой коммуникации
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы [6, С.31]:
1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов;
2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание; ...
Разделы