Особенности свойств личности спортсменов
Страница 3

Условные обозначения: И - интеллект, Т — темперамент, ВК - волевые качества, ЦО - ценностные ориентации, X - среднее арифметическое, V - коэффициент вариации, t - критерий Стьюдента, р - уровень достоверности раз­личий

Спортсмены не только ориентированы на инструментальные ценности индивидуального успеха, но и способны к достижению этих ценностей на ос­нове их личностных особенностей. Речь идёт о том, что спортсмены характе­ризуются большей независимостью и меньшей внушаемостью (р < 0,001), а также имеют выраженную мотивацию к личному успеху (р < 0,001). То есть, они устойчивее к мнению социального окружения, способны сохранить свою точку зрения и нацелены на достижение высокого результата, успеха. Обра­щает на себя внимание тот факт, что у спортсменов коэффициент вариации по показателю внушаемости высок. Видимо именно в юношеском возрасте по мере углубления спортивной специализации спорт определяет формирование внушаемости или независимости как качества личности. И поскольку свойство находится в процессе становления, возникает разброс в значениях.

Достаточно существенными являются особенности волевой сферы лич­ности спортсменов. В отличие от студентов, не занимающихся спортом, им присущ более высокий уровень развития таких волевых качеств, как настой­чивость и упорство (р < 0,01), а также самообладание и выдержка (р < 0,05). Очевидно, спорт способствует развитию волевых качеств, поскольку для этого вида деятельности характерны высокая соревновательность, чёткая оценка достигнутого, необходимость систематических тренировок, отсроченность ре­зультата. Кроме того, спорту присущи особые условия тренировочной и со­ревновательной работы. Они требуют умения собраться, настроить себя на выступление, пережить неудачи, регулировать, контролировать своё физиче­ское и психологическое состояние. Показательно, что коэффициенты вариа­ции по показателям данных волевых качеств личности спортсменов низки (13,8% и 13,04%), а у испытуемых, не занимающихся спортом они значитель­но более высокие (30,63% и 28,14%). Таким образом, специфические черты спорта как вида деятельности являются средством формирования волевых ка­честв личности спортсмена, и эта тенденция является чёткой и однородной.

Особенности коммуникативной сферы личности спортсменов состоят в более высоком уровне развития коммуникативных склонностей (р < 0,04). Эта тенденция на первый взгляд неожиданна, если рассматривать спорт, как ис­ключительно физическую активность. Однако спортивная деятельность - это ещё и общение с тренером, партнёрами по команде и соперниками. Видимо, к юношескому возрасту этот аспект спортивной деятельности становится наи­более важным и осмысленным.

Анализ достоверных различий показателей свойств личности позволяет сделать заключение относительно особенностей развития интеллекта спорт­сменов. Им присущ более высокий уровень эрудиции и широты категоризации (р < 0,03), чем студентам, не занимающимся спортом.

Итак, особенности развития личности спортсменов достаточно сущест­венны и проявляются во всех сферах личности.

Страницы: 1 2 3 


Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
Специалисту по психосоциальной работе знакома проблема анализа факторов семейного благополучия-неблагополучия. Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться б ...

Организованный конфликт ("кукловод") (модель № 8)
К группо-детерминированным относятся не только те конфликты, в которых непосредственно участвует больше двух человек. Конфликтовать могут даже два человека, хотя схема данной модели предусматривает участие в качестве непосредственно конфликтующих между собой сторон и конкретных лиц, и групп, и трех и более сторон. Дело в причине, в дан ...

Трудности общения
Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения. В. Н. Куницыной предложена общая классификаци ...