Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов

Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов
Страница 1

Для выявления влияния процесса самопознания на характеристики са­мооценки личности спортсмены были разделены на две выборки. Одна из них (экспериментальная группа) приняла участие в работе по самопознанию соб­ственной личности под руководством экспериментатора, а другая (контроль­ная группа) — нет. Изучение характеристик самооценки в обеих группах осу­ществлялось до и после проведения эксперимента (интервал между исследо­ваниями составил полгода). До эксперимента достоверных различий по харак­теристикам самооценки обнаружено не было.

Результаты сравнительного анализа характеристик самооценки у спорт­сменов, участвовавших и не участвовавших в эксперименте отражены в таб­лицах 33.

Таблица 33 свидетельствует, что самопознание практически не влияет на уровень самооценки. Не обнаружено достоверных различий в уровне само оценки студентов, принявших участие в эксперименте (как в общем, так и в частных самооценках). Это объясняется тем, что на уровне общих закономер­ностей тенденции к изменению уровня не могло произойти, поскольку у каж­дого испытуемого самооценка одних качеств повысилась, других - снизилась, третьих — не изменилась вовсе. Все это дает опять некую среднюю тенденцию. Достоверные различия между спортсменами экспериментальной и контроль­ной группы также отсутствуют. Это подтверждает, что самопознание не влия­ет на уровень самооценки, что вполне логично и было ожидаемо.

Таблица 33

Влияние самопознания на уровень самооценки спортсменов

Уровень самооценки:

До эксперимента

После эксперимента

Различия

X

V

S

X

V

S

t

Р

Экспериментальная группа

6,48

23,17

0,21

6,75

18,52

0,19

0,94

Контрольная группа

6,42

25,40

0,23

6,49

25,71

0,26

0,20

-

В экспериментальной группе спортсменов произошли изменения вариа­тивности уровня самооценки, который довольно существенно снизился, тогда как в экспериментальной группе таких изменений не произошло. Следова­тельно, процесс самопознания оказывает влияние на коэффициенты вариации уровня выраженности самооценки. Разброс в уровнях самооценки становится более низким, что свидетельствует об унификации тенденции.

Корреляционный анализ частных самооценок показал, что их количест­во и уровень достоверности существенно возросли. До эксперимента у спорт­сменов обнаружено 76 взаимосвязей самооценок различных характеристик личности, а после - 112. Количество связей, достигающих 99% уровня досто­верности, увеличилось на 15. Это говорит о том, что самопознание гармонизи­рует самооценку спортсменов, делая ее более целостной.

Таблица 34 показывает, что общий уровень адекватности самооценки спортсменов, которые приняли участие в эксперименте, существенно возрос (различия по отношению к изначальному достигают 99,9% уровня достовер­ности). В то же время, у спортсменов контрольной группы никаких изменений не произошло. Различия в уровне адекватности самооценки между спортсме­нами экспериментальной и контрольной групп статистически достоверны (t = 3,93, р < 0,001). Это говорит о том, что повышение уровня адекватности само­оценки обусловлено именно участием спортсменов в эксперименте, а не ка­ким-то другими факторами.

Таблица 34

Влияние самопознания на адекватность самооценки спортсменов (чем выше балл — тем ниже адекватность)

Коэффициент адекватности самооценки:

До эксперимента

После эксперимента

Различия

X

S

X

S

t

Р

Экспериментальная группа

6,51

0,29

5,01

0,26

3,93

0,001

Контрольная группа

6,48

0,24

6,55

0,26

0,20

-

Страницы: 1 2


Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке
Понятие «социализация» раскрывается и в отечественной, и в западной социологической литературе как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Это составная часть процесса становления личности, в ходе которого формируются ее наиболее распространенные, ...

Качества субъекта труда как специалиста
Специалист раскрывается в них во всех ипостасях, приобретает новые качества и изменяет свои свойства, качества. Основные из них следующие: 1. Специалист, являясь личностью, согласно принятому в психологии определению, характеризуется устойчивым психическим складом человека как социальный феномен. В профессиональном труде личность высту ...

Значимость социализации
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственн ...