Память-форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Различают два рода ассоциаций:
1) Ассоциация по смежности - объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве.
2) Ассоциация по сходству - связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.
3) Ассоциация по контрасту - связывает два противоположных явления.
4) Ассоциация по смыслу - связывает два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие.
Основными процессами памяти являются:
1) Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Выделяют два вида:
а) Непреднамеренное запоминание - запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
б) Произвольное (или преднамеренное) - запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные приемы запоминания.
2) Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
3) Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
Выделяют четыре вида памяти:
1) Двигательная память - способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п.).
2) Образная память- возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия.
3) Эмоциональная память - представляет собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.
4) Вербальная память (иногда называемая словесно-логической или семантической)- образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т. п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.
Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности:
1) Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2) Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1.От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2.От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а) Механическое - дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
б) Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;
в) Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
г) Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Способность постоянно накапливать информацию, являющуюся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Она имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память. Оперативная память обозначают анемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Долговременная память позволяет сохранять информацию на очень длительное время, при этом ее объем значительно больше, по сравнению с кратковременной.
Влияние уровня притязаний и самооценки на
престижность профессионального выбора
Для анализа результатов поместим их в таблицу.
Уровень
Притязаний, %
Уровень самооценки, %
Степень расхождений, %
Сочетание параметров, говорящих о норм. личн. развитии,
%
Сочетание параметров, говорящих о неблагопр. личн. развитии,
%
Очень высокий
Высокий
Средний
Низкий
Очень высокий
Высокий
...
Типичные исследования. Методы исследования
Как подготовленный в области медицины исследователь и практик-нейропсихиатр, Курт Гольд штейн всю свою долгую творческую жизнь изучал симптомы и поведенческие стереотипы не как изолированные явления, но как реакции, укорененные в целостном организме и являющиеся его проявлением. Для Гольдштейна симптом – не просто манифестация изменений ...
Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у младших школьников. Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное
развитие)
Для выявления у одаренных детей феномена эгоцентризма, была применена совокупность различных методов диагностики. Использованная нами программа обследования учащихся начальной школы была выбрана нами как наиболее опробованная и выверенная, рекомендованная Министерством образования РФ. Подбор тестов на эгоцентризм осуществлялся исходя из ...
Разделы