Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики
Страница 1

В группе мальчиков четырнадцатилетнего возраста были выделены два наиболее информативных фактора (см. прил. 4): двухфакторная структура, объясняющая 40,83% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к оказанию помощи и поддержки другим – склонность к разрушающему собственное здоровье поведению» у данной группы объясняет 27,74% дисперсии, является биполярным и структурно состоит из следующих элементов: «перевести бабушку через дорогу» (0,657), «завести животное» (0,444), «начать курить» (– 0,858), «попробовать пить спиртное» (– 0,865).

Второй фактор «Потребность в близких отношениях – чувство ответственности» объясняет 10,89% общей дисперсии, представлен такими элементами, как «встреча любимого человека» (0,751), «не кидалово» (0,534), «непонимание родителей» (– 0,695), «наркомания друзей» (– 0,669).

Несмотря на то, что в смысловой сфере участников исследования представлены понятия «праморального», «морального», а так же «нравственного» уровня морального самосознания доминирующим является «праморальный» уровень (особенно аффективный и поведенческий компоненты), как наиболее развитый и сформированный. Возможно, это послужит объяснением способности участников исследования действовать, опираясь на поведенческие реакции и моральные ценности весьма эмоционально, пропуская свои поступки через призму «страха и бесстрашия», «радости и печали», «преданности и предательства», а также «классного и ужасного». Таким образом, для мальчиков четырнадцатилетнего возраста характерна упрощенность эмоциональных реакций, эгоцентрическая направленность поведения, реагирование по типу «здесь и сейчас».

В группе мальчиков пятнадцатилетнего возраста были выделены 2 наиболее информационного фактора (см. прил. 4): двухфакторная структура объясняющая 45,698% общей дисперсии. Первый фактор «Потеря собственной значимости – стремление к сохранению чувства собственного достоинства» у данной группы объясняет 30,923% дисперсии, он состоит из элементов: «начал курить» (– 0,874), «попробовал спиртное» (– 0,779), «не кидалово» (0,522).

Второй фактор «Свобода выбора при эгоистических побуждениях – ограничение свободы действий» объясняет 14,725% общей дисперсии, его анализ позволяет говорить о характерных особенностях и мотивации отношения участников исследования к другим людям, он представлен такими элементами, как «наркомания друзей» (0,751), «тусовка» (0,614), «начать учиться» (– 0,640), «встреча любимого человека» (– 0,612).

У пятнадцатилетних подростков, несмотря на присутствие в смысловой сфере конструктов, отражающих осознание ценностей «свободы» и «ответственности», наиболее развитым в качественном и количественном отношении и является источником мотивообразования выступает уровень праморального сознания. Для них характерны инфантильные суждения о достойных личностных моральных качествах (самоуверенности, самовлюбленности, безответственности, культурности), поощрение позитивного отношения и влиянию асоциальных людей, конфликт между потребностью в сотрудничестве с близкими людьми и направленностью поведения на реализацию собственных эгоистических устремлений.

В группе мальчиков, достигших шестнадцатилетнего возраста, были выявлены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 48,574% общей дисперсии (см. прил. 4).

Первый фактор «Осознание несовершенства своих действий – аффилиативная потребность в поведении» у данной группы объясняет 33,754% дисперсии, он состоит из следующих элементов «пробовал пить спиртное» (– 0,511), «хулиганю» (– 0,681), «начал курить» (– 0,676), «не кидалово» (0,739), «начал учиться» (0,645), «непонимание родителей» (0,577).

Второй фактор «Беспомощность по отношению к себе – стремление к оказанию помощи другим» объясняет 14,816% дисперсии, он состоят из следующих элементов: «попробовать пить спиртное» (– 0,763), «начать курить» (– 0,613), «завести животное» (0,824), «перевести бабушку через дорогу» (0,433).

Описывая особенности морального самосознания шестнадцатилетних подростков, можно отменить существенное влияние «праморального» уровня самосознания. Подростки склонны ориентироваться на собственные интересы, при этом выражая потребность в теплых эмоциональных отношениях.

Страницы: 1 2 3


Индивидуальность, как вершина развития личности
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельност ...

Эксперимент с детьми страдающими задержкой психического развития.
Дети с различными отклонениями в психическом развитии составляют достаточно большую группу. Среди них особое внимание обращают на себя дети с задержкой психического развития (ЗПР), поскольку изменения в их психической деятельности не носят грубого характера, поддаются коррекционным воздействиям, и поэтому усилия педагогов и психологов в ...

Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
Жан Пиаже (1896-1980)- швейцарский и французский психолог и виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Становление интеллекта рассматривается Пиаже как стержневая линия психического развития, от которой зависят все другие психические процессы. Основные воп ...