а) Структура одаренности
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых во вне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:
1) биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
2) сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
3) интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
4) эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
5) высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение.
А.М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, Э.А. Голубева, В.М. Русалов, И.В. Равич-Щербо, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.В. Брупшинский, Т.В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я.А. Понамарев и многие другие), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее :
1) доминирующую роль познавательной мотивации;
2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
3) возможности достижения оригинальных решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки (Матюшкин, 1988). При этом А.М. Матюшкин считает, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». С этим полностью соглашается В.А. Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие (Моляко, 1981):
1) задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
2) интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
3) любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
4) быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
5) склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;
6) проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
7) эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д.;
8) настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
9) творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;
10) интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
11) сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
12) способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. (Моляко, 1981). Более интегрально можно представить проявление одаренности через:
а) доминирование интересов и мотивов;
б) эмоциональную погруженность в деятельность;
в) волю к решению к успеху;
г) общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
д) понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;
е) бессознательное, интуитивное решение проблемы («внелогическое»);
ё) стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);
ж) многовариантность решений;
з) быстроту решений, оценок, прогнозов;
и) искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей. Эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по-другому, исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно (Моляко, 1981):
Методы исследования. Объект исследования
В проведенном исследовании мы надеялись установить взаимосвязь между характерологическими особенностями личности и ее профессиональными предпочтениями, а также ее профессиональным типом. Кроме того, выяснить влияние социального статуса и самооценки учащегося на престижность его профессионального выбора.
Для выделения характерологически ...
Рекомендации
Учитывая зависимость темперамента от типа нервной системы рекомендуем проводить исследования темпераментного профиля в совокупности с темпинг-тестом, позволяющим определить тип нервной системы. Результаты не должны противоречить друг другу.
Так же можно предлагать испытуемым прохождение тестов по методу интегральной диагностики. Данная ...
Выводы
Целью формирующего эксперимента было развитие слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня. Формирующий этап исследования проводился в октябре месяце 2010 года. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Все предложенные игры и у ...
Разделы