I. сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;
П. проявление творчества;
Ш. проявление интеллекта;
IV. динамика деятельности;
V. уровни достижений;
VI. эмоциональная окраска.
По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.
Выделим основные типы творческой деятельности (Моляко, 1981):
- научно-логический;
- технико-конструктивный;
- образно-художественный;
- вербально-поэтический;
- музыкально-двигательный;
- практико-технологический;
- ситуативный (спонтанный, рассудительный). Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:
- комбинаторное творчество;
- творчество через аналогии.
Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:
- пониманию и структурированию исходной информации;
- постановки задачи;
- поиску и конструированию решений;
- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.
Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:
- медленный;
- быстрый;
- сверхбыстрый.
Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:
1) желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);
2) достичь результата высшего класса;
3) реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.
В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:
- вдохновенный (иногда эйфорический);
- уверенный;
- сомневающийся.
Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности (Моляко, 1981).
б) Изучение одаренности в трудах зарубежных и отечественных психологов
1) Можно количественно определить одаренность, не считаясь с её качеством… Это – измерение степени одаренности людей (Мейман, 1911);
2) Эта задача может быть соединена с качественным исследованием, если постараться измерить степень одаренности в области отдельных способностей, т.е. одаренность памятью, фантазией и т.д.;
3) Можно подвергнуть одаренность чисто качественному исследованию, т.е. к установлению типологических различий.
Очень интересно и то, как понимает Мейман внесение качественного момента в изучение одаренности. Этот момент начинается, по мнению Меймана, там, где имеет место измерение степени одаренности в области отдельных способностей.
Американские психологи в большинстве рассуждают, что такого рода подход является подходом количественным. Например, Д. Старч (1929) говорит, что «различия между людьми скорее количественные, чем качественные. Все люди имеют те же самые рефлексы, инстинкты и способности (способность восприятия, различения, внимания, мышления и т.д.). Различия между людьми являются различиями в силе тех разных способностей, которыми обладает каждый индивид… Различия являются качественными только в том отношении, что встречаются комбинации различных количеств отдельных черт».
Рассматривая одаренность с качественной и количественной стороны, советские психологи, в данном случае Б.М. Теплов (1985), считает, что «проблема одаренности есть проблема прежде всего качественная, а не количественная». Он говорит, что «психология должна ставить своей целью дать практике способы анализа одаренности людей в различных областях, а вовсе не приемы измерения этой одаренности… Не то главное, что одни люди более, а другие менее одарены. Важнее то, что разные люди имеют различную одаренность и различные способности, различные не в количественном, а в качественном отношении. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а другой – в другой, не только в том, что один человек имеет техническую, а другой – музыкальную одаренность… Качественные различия одаренности выражаются в том, что даже и пианистическая одаренность у разных людей качественно различна: один человек по-одному одарен как пианист, а другой – по-другому». [Теплов, 1985, с. 27] Все сказанное выше об одаренности применительно и к способностям.
Психологические подходы к изучению коммуникативных способностей. Проблема
способностей в контексте психологических теорий
«Способность» – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной ...
Социально-психологическая характеристика основных личностных типов
муниципальных служащих
Обработка результатов, полученных в ходе проведения экспериментального исследования, проводилась методом факторного анализа, в результате которого были выявлены пять основных факторов.
Полученные факторы включают в себя доминирующие шкалы по всем проводимым нами методикам и позволяют выделить пять основных типов муниципальных служащих. ...
Организация общения с агрессивными подростками
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую?" Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Обязательно разберитесь в собстве ...
Разделы