Пример великого человека. Этот вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (герой, ученый, исторический деятель) уже прожил жизнь, достиг признания людей, состоялся как личность. На его примере детям важно показать, как он шел к своим достижениям: каким был в детстве, о чем мечтал, как учился, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера.
Предъявление детям примера великой личности — очень тонкая методика. «Не сотвори себе кумира» — гласит евангельская истина. Доведенный до степени безжизненного символа пример великого человека начинает «работать наоборот», он отвращает детей от своего сверхсовершенства. Этот метод не дает результата и при слишком частом обращении, он не терпит суеты, легковесности методической ситуации. Еще В.А. Сухомлинский, считавший великие примеры «тончайшими и сложнейшими инструментами» воспитания, предостерегал от пользования ими «на каждом шагу».
Пример взрослого, очень важный для реализации механизма социальной идентификации, организуется иначе. Как правило, для детей примером являются их родители как «значимые другие» и старшие члены семьи. Именно они демонстрируют в общении с ребенком нормы и ценности своей семьи и одновременно — нормы и ценности общества. То, как соотносятся между собой семейные и общественные нормы и ценности, определяет складывающийся стиль жизни ребенка.
Пример взрослого совершенно безнадежно специально «подавать», примером для ребенка можно только быть. А для этого необходимо любить ребенка, понимать его, иметь с ним глубокую духовную связь, тесные отношения и общие интересы. Взрослый, не являющийся для ребенка авторитетным человеком, не может стать и примером для подражания.
Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют различные функции.
Во-первых, средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции: распространение и усвоение определенной социальной информации. Этим специально заняты институты коммуникации и массовой пропаганды, система образования с ее институтами, где особенно важную роль выполняет школа.
Вторая функция средств социализации — организационно-регулирующая. Они создают в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у ребенка собственного социального опыта. Такими средствами являются формы организации деятельности детей (группа детского сада, художественная студия, спортивная команда, секция по интересам), определенные в них правила поведения, права, обязанности, полномочия и ответственность каждого участника.
Третья функция средств социализации — регулятивно-контролирующая, т.е. обеспечение системы социальных эталонов. В качестве социальных эталонов используются прежде всего социальные нормы. Они определяют меру типичных обязательных и допустимых вариантов поведения, предписывают ее, облекаясь в политические, правовые, нравственные формы. Также эти функции выполняют социальные эталоны, не столько предписывающие границы поведения, сколько влияющие на ценностную ориентацию личности. Это различные художественные образы, традиции, стереотипы, идеальные и материальные ценности.
Четвертая функция средств социализации — стимулирующая. Проявляясь на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях, они обеспечивают стимулирование социальной активности личности.
Важным механизмом процесса социализации является социальное внушение. Довольно большой объем социального опыта ребенок присваивает неосознанно, эмоционально переживая поступки и психические состояния других людей. На этом механизме конформности, то есть некритичном следовании стереотипам поведения, авторитетам в культуре и идеологии, строится воздействие средств массовой коммуникации, моды, поп-культуры.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при обретении личностью интегрального социального статуса, т. е. социальной зрелости. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи, результатом которых является агрессивное поведение. Этим термином чаще всего обозначают различные виды отступления от норм морали и права.
Я-система
Тревога – продукт межличностных отношений; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Например, оказывается, что можно изб ...
Психологическое консультирование при переживании утраты в исследовании Галустовой
О.В.
По мнению Галустовой О.В. [2], утрата понимается как потеря близкого человека в результате различных событий. Выделяют утрату в результате смерти, развода, расставания с партнером — спутником жизни. Утрата сопровождается возникновением кризиса у человека. Кризис может оказывать влияние на различные сферы личности и проявляться по-разном ...
Запоминание
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без исп ...
Разделы