Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г. Зеи. Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи

Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г. Зеи. Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи
Страница 3

По опроснику Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, получили следующие результаты: агрессивность проявляется высоким уровнем в МДОУ №2 20%; в МДОУ №3 у 35%; в МДОУ №4 у 44%; в МДОУ №5 33%; в МДОУ №11 у 20%; в МДОУ №12 у 8%; в МДОУ №14 у 36%; в МДОУ №15 у 18%; в МДОУ № 18 у 27%; МДОУ №19 у 20% детей старшего дошкольного возраста (см. приложение М - Н).

Проводя наше исследование, мы выявили следующую тенденцию: практически все дети старшего дошкольного возраста проявляют в более или менее выраженную степень агрессивности и также определили, что социализация каждого ребёнка имеет индивидуальную выраженность в качестве успешного, адекватного и пассивного процесса в социуме.

Агрессивность проявляется у большинства детей старшего дошкольного возраста, её основными видами и формами являются: физическая, вербальная, косвенная и негативизм. Исходя из наблюдений и бесед с педагогами, на проявление детской агрессивности существенное влияние оказывают такие личностные качества, как чувство вины, фрустрированность, недостаточно развитые коммуникативные навыки, стремление к доминированию, сниженная самооценка. Кроме этого, степень выраженности детской агрессивности зависит от таких социальных факторов, как особенности детско-родительских отношений, характер межличностных взаимодействий ребёнка со сверстниками, уровень усвоения гендерных ролей.

Гендерные различия между мальчиками и девочками проявляются не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, мальчики, по сравнению с девочками демонстрируют более высокие показатели физической, косвенной агрессии, раздражительности и чувства вины, девочки же чаще проявляют косвенные формы агрессии и негативизм. Мальчики проявляют также меньшую стрессоустойчивость по сравнению с девочками своего возраста.

Анализ полученных данных по десяти детским садам позволил выявить существенные отклонения в поведении дошкольников, которые связаны с социальными факторами, а именно в какой среде ребёнок растёт, какое его ближайшее окружение, какой стиль общения и воспитания используют родители, сколько уделяется ему свободного времени и даже влияют на проявление агрессивности ребёнка – какие предпочитает игрушки, книги, фильмы и программы.

На основании оценок экспертов, мы выявили как индивидуальные показатели социализации и агрессивности у детей, так и средние показатели по группам старших дошкольников, а также смогли увидеть связь между выраженностью агрессивности отдельного ребёнка и его степенью социализации.

Таким образом, можно отметить, что высокоагрессивный ребёнок проявляет неконструктивные формы общения и поведения в виде ссор, конфликтов, словесных выпадов, демонстративных выходок по отношению к сверстникам и взрослым, настороженность, подозрительность, недоброжелательность, что свидетельствует о низкой социализации ребёнка и неуспешной адаптации в обществе.

Умеренноагрессивный ребёнок показывает достаточно развитые коммуникативные способности, напористость, спортивную азартность, настойчивость, однако не всегда доброжелательны к окружающим, могут проявить обидчивость, если посчитают, что их права ущемлены, злословие, негодование, демонстративность, что говорит о среднеположительной социализации и адекватной адаптации в социуме.

Страницы: 1 2 3 4 5


Принципы холотропного дыхания. Теоретические положения
Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком. Понимание того, что необычные состояния сознания, ...

Изучение особенностей подросткового возраста. Подростковый возраст. Общая характеристика возраста
Подростковый возраст и его хронологические границы долгое время вызывали и продолжают вызывать вопросы исследователей. В существующих классификациях нет однозначного определения границ подросткового возраста. Тем не менее, традиционно подростками называют учащихся средней ступени обучения в возрасте 11-12 – 15 лет.[17] «Развитие познав ...

Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова
Программа исследования и его организация. Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больница «Сосновая роща», дневной стационар поликлиники № 1 им. ...