Мы наблюдаем специфические затруднения, с которыми сталкивается человек подобного типа. Его неуправляемый характер проявляется и во взаимоотношениях с женой, детьми. Наделав массу ошибок, такой человек может глубоко и искрение сожалеть о случившемся. Такие люди отличаются повышенной конфликтностью и дома, и на работе. Они постоянно раздражительны, нервны, возбудимы.
В спокойном состоянии эти люди отличаются привязанностью, оказывают другим любую помощь.
Гипертимические личности, по мнению К. Леонгарта, характеризуются жаждой деятельности, приподнятым настроением, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора [38].
Они всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им легко живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимические личности — хорошие собеседники, они постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают. Для них характерна быстрая смена настроения. «Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие люди шутя проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно. У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярко выраженный гипоманиак легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство».
Таким образом, на жизненном пути у гипертимических личностей могут быть свои трудности и проблемы. В целом же они достаточно хорошо адаптируются к брачной и семейной жизни.
Дистимические личности, по описаниям К. Леонгарда, серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии, особенно в тех случаях, когда налицо резко выраженные субдепрессивные черты. В обществе дистимические личности почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.
Не трудно предположить, как ведет себя подобная личность в брачной и семейной жизни. Прирожденные пессимисты, они и в семейной жизни видят гораздо больше грустных и печальных сторон, чем отрадных. Часто их безотрадность не имеет под собой никакой почвы. Им постоянно кажется, что их дети хуже других учатся, что они хуже других воспитаны. Обычно им свойственно все свое «домашнее», «семейное» занижать. Между тем материальное положение их семьи, оказывается, вполне приличное, жилищные условия нормальные, а дети проказничают не больше, чем у других. Дистимическая личность воспринимает все обстоятельства брачной и семейной жизни через призму своего сугубо пессимистического восприятия. Беда личности данного типа заключается в том, что они мало в чем могут найти радость и обрести душевный покой.
Аффективно-лабильный темперамент. Люди с таким темпераментом характеризуются сменой оптимистических и пессимистических состояний. На передний план выступает то один, то другой из полюсов, при этом без видимых на то причин и внешних мотивов. «Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.
Выявление эффективности работы по формированию самооценки у подростков с
нарушением интеллекта
После проведенной нами работы с учащимися, участвовавшими в формирующем эксперименте, был проведен контрольный срез по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
Результаты выполнения заданий до и после формирующего этапа мы сравнили между собой.
Проведение методики «Шкала самооценки» (по Ч.Д. Спилбергеру, Ю.Л. Ханину) на контро ...
Количественный и качественный анализ результатов
При использовании методики «Изучение мотивации обучения в вузе» были получены следующие данные (в баллах, набранных по каждой шкале), представленные в таблице:
Таблица 1 – Распределение мотивов по шкалам
№ п/п
"Приобретение знаний"
"Овладение профессией"
"Получение диплома"
1
7,2
5 ...
Работоголизм
Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержани ...
Разделы