Американские исследователи Л. Хьелл и Д. Зиглер, описывая теорию Э. Эриксона затронут такое понятие как «чувство компетентности» (54, 227 с.). Авторы утверждают, что чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости, и само понятие трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности как уверенности в том, что в поисках важных и индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, «психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни» (54, 227 с.) общества.
Абрахам Маслоу затрагивает понятие «компетентность» в описании опросника личностной ориентации, который дает возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией личности. Его понимание компетентности здесь сводится к владению индивидуумом приемов успешного существования «здесь и теперь» (применимое к любой жизненной ситуации).
Вторая основная шкала, разработанного им опросника, называется «компетентность во времени» (54, 510 с.). Компетентность во времени измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом и будущем. «Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывности этих трех аспектов времени. И наоборот, некомпетентные во времени отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанным с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее» (54, 511 с.). Авторы акцентируют внимание на том, что самоактуализирующийся человек, в основном, компетентен во времени.
Компетентность во времени оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом и будущем.
Когнитивная психология рассматривает вопрос компетентности в рамках приобретения когнитивных навыков, которые широко изучались в лабораторных условиях. В рамках данных исследований Фиттс и Познер предложили модель, состоящую из трех стадий развития когнитивных навыков:
1. «Начальная или когнитивная стадия – понимание задачи и концентрация внимания на необходимой информации.
2. Промежуточная или ассоциативная стадия – попытки использовать приемы, обеспечивающие быстрое понимание и вспоминание информации. Устранение ошибок и повышение скорости выполнения.
3. Последняя или автономная стадия – правильные ответы становятся автоматическими, повышается уровень скорости и безошибочного выполнения» (22, 169 с.).
Получение новых знаний и изучение новой информации протекает по данному алгоритму. Понимание компетентности в рамках данного подхода – «это высший уровень развития когнитивных навыков, она занимает важное место в когнитивной психологии» (22, 170 с.).
Компетентность, по мнению сторонников когнитивной психологии, основывается на создании больших банков специализированных и систематизированных знаний. Знания относятся к конкретной области и реализуются благодаря применению правил. Эти знания упорядочены в связанные между собой группы, что облегчает вспоминание информации. Извлеченные из памяти знания могут использоваться разными путями, в зависимости от области специализации и ситуации. Специалисты сами определяют, находится ли задача в пределах их знаний или необходимо применить правила из смежных областей.
Методика экспериментального изучения особенностей самооценки у подростков с
нарушением интеллекта. Организация исследования
Целью констатирующего этапа исследования является выявления особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта.
Задачи констатирующего этапа:
1. выявление уровня самооценки у подростков с нарушением интеллекта.
2. изучение особенностей оценки личностных качеств подростками с нарушением интеллекта
3. выявление эмоциональной ...
Теория конфликтов
Конфликты - исключительно многообразное явление. Конфликты наиболее часто именуют по той сфере, в которой они возникают. Например: конфликты в коллективе, деловые, семейные и т.д. Технологически, в данном случае, более целесообразно выделить базовые типы конфликтов по основной детерминации, причинам их возникновения и развития.
Примени ...
Эмоциональные жесты
Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство -- все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах.
Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными
.
Некоторые из них закреплены в устойчивых соче ...
Разделы