Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным пересмотром базовых ценностей российского общества. В настоящее время наблюдается обострение проблем вхождения подростков в общество, принятия его основополагающих ценностей, усвоения норм, традиций и обычаев. Увеличивается количество людей, в особенности подростков, чьи представления, взгляды и ценности не соотнесены с общепринятыми и социально одобряемыми, а противопоставлены им. Что, в свою очередь, и служит сигналом для изучения социальной ситуации развития и создания оптимальных условий для формирования морально-нравственных ориентаций у подростков, с учетом духовно-нравственного кризиса в котором прибывает общество.
Вообще в психологии самосознание рассматривают с разных позиций. Одни исследователи подходят к данной проблеме с позиции психологии личности – «изнутри»; другие – с позиции общей психологии, – процессуально. Одни обозначают феномен самосознания в структурных терминах; другие, – с точки зрения функций, механизмов; одни рассматривают как формирование, становление; другие – как субстанцию.
Мы же под самосознанием, в частности моральным самосознанием, будем понимать процесс осознанного отношения человека к самому себе, выражающегося в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения с учетом системы норм, требований к правилам поведения и межличностным отношениям, предъявляемых человеку обществом.
Поводя итоги эмпирического исследования морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики, возрастной динамики и уровня субъективного контроля можно отметить следующее:
1) наблюдаются следующие особенности морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: незрелость морального самосознания у мальчиков, проявляющеяся в стремлении руководствоваться эгоистическими побуждениями, стремлении быть значимыми. У девочек –сформированность «праморального» уровня самосознания, его рост в морально-нравственном плане;
2) особенности морального самосознания подростков, как девочек, так и мальчиков, с учетом возрастной динамики заключаются в развитии морального самосознания по мере взросления подростков. При этом у мальчиков при устойчивом функционировании «праморального» уровня самосознания заметен рост и в морально-нравственном плане. Однако он определяется лишь жизненным опытом, осознанием и принятием моральных норм и ценностей, а не готовностью ими руководствоваться. У девочек так же наблюдается сформированность «праморального» уровня самосознания, его рост в морально-нравственном плане: от интериоризации моральных ценностей, через экспериментирование в их выборе к руководству ими относительно собственного поведения. Но, при этом их выбор моральных ценностей не всегда однозначно одобряем обществом, так как девочки – подростки используют окружающих людей в качестве средства достижения целей;
3) особенности морального самосознания мальчиков и девочек, – подростков в зависимости от уровня субъективного контроля заключаются в том, что его развитие идет в следующем направлении: от «праморального» к частично «моральному» и лишь затем к «моральному» уровням морального самосознания по мере развития социальной зрелости по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений. У девочек такая же тенденция наблюдается и по шкале интернальности в области неудач. Но у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется в противоположном направлении, – по мере списания с себя ответственности: частично – у «неопределенного типа» и полностью – у экстерналов.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что выдвинутые ранее гипотезы относительно специфики развития морального самосознания с учетом гендерного признака, возрастной динамики и уровня субъективного контроля подтвердилась частично. Причем лишь первая и третья гипотезы – частично, а вторая, – относительно развития морального самосознания с учетом возрастной динамики подтвердилась полностью.
Первая гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: подтвердилась лишь в том, что развитие морального самосознания идет от «праморального» уровня к «моральному» уровню. Эта же гипотеза частично подтвердилась в предположении о доминирование аффективного компонента у девочек, так как эмпирически было выявлено высокое развитие и поведенческого компонента. Достаточно высокое развитие когнитивного компонента самосознания у мальчиков не подтвердилось, так как у них выявилось доминирование поведенческого компонента.
Синдром раннего детского аутизма РДА
Синдром раннего детского аутизма был описан американским детским психиатром L. Kanner в 1943 г. Независимо от него близкий вариант синдрома описан в 1944 г. австрийским исследователем Н. Asperger под названием "аутистическая психопатия". Ранний детский аутизм – сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распростра ...
Методики изучения темперамента
Как уже отмечалось, одним из наиболее надежных методических путей психологического исследования является систематическое сопоставление и координация физиологического и психологического исследований. Именно поэтому испытуемым были предложены несколько тестов. В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в особеннос ...
Особенности
самооценки у подростков с нарушением интеллекта
Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции повеления индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у у ...
Разделы