ü Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
ü Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
ü Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде [8].
Импульсивность
выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
Понятие «импульсивность»
включает в себя следующие признаки:
ü Ребёнок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
ü Ребёнок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
ü Ребёнок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев [8].
К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5–15 минут, затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5–15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга [20].
В результате коррекции при помощи реципрокных[2] двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.
Классификация
видов памяти по характеру психической активности
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Двигательная (или моторная) пам ...
Организованный конфликт ("кукловод") (модель
№ 8)
К группо-детерминированным относятся не только те конфликты, в которых
непосредственно участвует больше двух человек. Конфликтовать могут даже два человека, хотя схема данной модели предусматривает участие в качестве непосредственно конфликтующих между собой сторон и конкретных лиц, и групп, и трех и более сторон. Дело в причине, в дан ...
Выявление детей с нарушениями речи.
Исследованиями сектора логопедии института дефектологии установлено, что среди неуспевающих учащихся массовой школы немалую часть составляют дети с отклонениями в речи, что лишает их необходимой готовности усваивать звуковой состав слова, а следовательно, письмо и чтение.
При
овладении в дошкольном возрасте словарным запасом, грам ...
Разделы