Приемы перцептивного общения
Страница 1

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Один из самых действенных приемов перцептивного об­щения — прием парадокса

, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возник­шая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно ис­пользовать создавшееся положение, противопоставив озорст­ву или грубости иронию, а иногда и сарказм.

Практика знает немало случаев, когда, умело воздейст­вуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.

Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ее оказался привязанным к столу. — Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах, а наделе поступи­ли правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегон­ки бросились отвязывать стул.

Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведен­ными примерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины, особенно попытки школь­ников разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дис­циплины, с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, до­стоинстве педагога. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и учителей, и уча­щихся.

Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителями программа действий потерпела крах. Вырабо­тать же новую некогда, да и желание пропадает. Дети отходчи­вы, и, смотришь, уже смеются над положением, в которое по­пали. У них развито критическое отношение к мыслям и по­ступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, как поведет себя педагог — и вот нарушители дисциплины сами стали объектом насмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей — без коллектива, без друзей жить в этом возрасте особенно трудно.

Прием эффективен и потому, что у молодых людей возра­стает стремление к самоутверждению.

Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления.

Когда тот не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности — он «не понимает», что его хо­тели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной из желез­нодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.

— Это рисовал настоящий художник, — сказал педагог, — давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.

Да, это большое искусство все видеть, все замечать, но не на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагога уйдет на выявление виновников происшест­вий, разрешение конфликтов, наведение порядка.

Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя посту­пить достойно возрасту и званию педагога часто не только по­могает успешно разрешить конфликт, но и способствует ук­реплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.

К сожалению, в настоящее время деловая направленность большинства преподавателей значительно выше, чем их на­правленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявле­нии последними большей терпимости и сдержанности. Ме­лочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостря­ют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.

Опора на авторитет педагога.

Чтобы успешно влиять на воспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благо­даря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

Если в учебном заведении распоряжения, просьбы препо­давателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп (классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллек­тиве. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авто­ритет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демон­стрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.

Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушед­шего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомне­ние в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Татьяны Анатольевны по­мощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрообо­рудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анато­льевна откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: — Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрообору­довании автомобиля, он не заводится.

Страницы: 1 2 3


Социально-психологический климат как объект изучения психологии.
Важным показателем состояния психологии организации является социально-психологический климат. Именно он выступает внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов. Другими словами, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Терм ...

Характеристика агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях. Понятие агрессии и агрессивности
Решению проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как Э. Фромм А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц. Э.Фромм рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную «доброкачественную» агрессию, которая служит делу выживания человека и имеет биологическ ...

Темперамент
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов ...