- управляемые переменные, т.е. параметры и ситуации, которыми может управлять лицо, принимающее решение;
- неуправляемые переменные, которыми не может управлять лицо, принимающее решение: в совокупности эти переменные образуют «окружающую среду» или «фон проблемы»;
- внутренние либо внешние ограничения на возможные значения управляемых и неуправляемых переменных;
- возможные исходы (решения, результаты) - должно быть не менее двух неравноценных, т.к. в противном случае не имеет значения; какое решение принять.
П.К. Ощепков [47], формулируя свои принципы, указывал на то, что они приемлемы не только при постановке и решении крупных естественнонаучных и технических проблем, но и при решении любого практического вопроса. Приводим эти принципы.
1. Анализ поставленной перед собой задачи с точки зрения ее современности и общественной потребности в ней. Раскрытие внутренних противоречий в процессах обусловивших или обуславливающих постановку задачи.
2. Проверка правомерности постановки задачи с точки зрения общих законов природы.
3. Проверка осуществимости решения задачи на современном уровне науки техники и производства.
4. Разработка общей системы решения задачи и выбор основного, т.е. определяющего эксперимента.
5. Анализ полученных результатов головного эксперимента и нахождение диалектической взаимосвязи их с поставленной задачей.
С.Л. Рубинштейн выделил три основные формы процесса принятия решений [52]:
1.) Решение не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних препятствий. Весь волевой процесс - от первоначального побуждения и возникновения цели до ее осуществления - так стянут в одно нерасчлененное единство, что решение не выступает в нем как особый акт; принятие решения заключено в свернутом виде в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочиваются, решение выделяется как особый момент.
2.) Иногда решение как бы само наступает, являясь полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Происходит некая внутренняя работа, что-то сдвигается - и все представляется уже в новом свете: «я пришел к решению не потому, что считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно».
3.) До самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальное.
Рассмотрим структуру и механизм принятия решения. Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры и отлаженностью механизма. Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения [37]. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (Табл.1.1.).
Таблица 1.1.
Содержание основных фаз принятия и реализации решения
Фаза |
Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах |
1.1. Наблюдение за внутренней средой 1.2. Наблюдение за внешней средой |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы |
2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы |
3. Формулирование целей решения проблемы |
3.1. Определение целей 3.2. Формулировка целей решения проблемы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы |
4.1. Детальное описание объекта 4.2. Определение области изменения переменных факторов 4.3. Определение требований к решению 4.4. Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений |
5. Разработка вариантов решения |
5.1. Расчленение задачи на подзадачи 5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 5.3. Построение моделей и проведение расчетов 5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи |
6. Выбор лучшего варианта |
6.1. Анализ эффективности вариантов решения 6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров |
7. Корректировка и согласование решения |
7.1. Проработка решения с исполнителями 7.2. Согласование решения с функционально-взаимодействующими службами 7.3. Утверждение решения |
8. Реализация решения |
8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
Выводы
1. Переговоры — способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Переговоры ведутся: о продлении действия соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных эффектов. Среди функций переговоров наиболее значимы ...
Измерение телосложения.
В первом: значительном своем исследовании человеческого телосложения Шелдон получил около четырех тысяч стандартных фотографий мужчин – студентов колледжа. Эти изображения были затем внимательно изучены несколькими судьями с целью выделения главных переменных, отвечающих за физические различия или составляющих их основу. Если данная хар ...
Исправительно-трудовая психология
1) Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.
2) Психологический анализ коллектива осужденных.
3) Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.
4) Проблема адаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.
1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.
Исправительно-т ...
Разделы