Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные специалисты не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения того, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает специалисту выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что работник поднялся выше, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.
Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив, и они апробируются на практике с целью определить - а что же произойдет? Эксперимент широко используется в науке. Однако следует принять во внимание риск последствий «неудачных» экспериментов. Эксперименты невозможны в деятельности служб экстренного вызова, когда от них может зависеть здоровье людей.
Исследование и анализ предусматривает решение проблемы через ее понимание. Метод предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Сами изучение и анализ в этом случае намного дешевле, чем эксперимент. Важным инструментом данного метода является разработка и проигрывание различных моделей решения.
Третья, последняя, стадия в процессе принятия решений - выполнение решения - состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий нескольких людей. Руководителя коллектива здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности.
Данный этап состоит из нескольких шагов, необходимых для того, чтобы решение начало выполняться. Сюда относится составление плана мероприятий, которое заставляет специалиста думать о конкретных действиях, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.
Виды и модели принятия решений в профессиональной деятельности имеют существенные отличия. В профессиональной деятельности процесс принятия решений осуществляется специалистами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой группе, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в профессиональной деятельности: индивидуальный и групповой [37]. Если в первом случае лицо, принимающее решение больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса (Табл. 1.4.)
Отличительными чертами принятия решений в профессиональной деятельности являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком, поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах, процесс взаимодействия членов коллектива, выбор альтернатив в рамках социального состояния организационной среды, важность для выполнения всех других функций управления.
Таблица 1.4.
Индивидуальный и групповой виды принятия решений
Особенности
самооценки у подростков с нарушением интеллекта Методы психологии Психологическое консультирование после развода в
исследовании Силяевой Е.Г. |
Разделы