Материалы » Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений » Психологические особенности процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности

Психологические особенности процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности
Страница 4

Первая стадия данного процесса состоит в признании необходимости решения и включает следующие этапы [47]: признание проблемы, формулирование проблемы, определение критериев успешного решения.

Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действие по которому либо завершилось, либо отклонилось от первоначально выбранного варианта. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается специалистом не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями группы, коллектива и способами их достижения. Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов: 1.) способности системы управления делать это в режиме саморегулирования; 2.) опытности и индивидуальных характеристик специалиста.

Если исходить из того, что решение - это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или не признание существующей в коллективе проблемы. Процесс здесь будет проистекать по-разному для структурированных и неструктурированных проблем (Табл.1.3.).

Таблица 1.3.

Природа проблем и решений в коллективе

Типы проблем

Уровни коллектива

Типы решений

Верхнее

звено

Нижнее

звено

В первом случае признание проблемы будет происходить достаточно прямолинейно. Если задание выполнено на 70%, то для ее руководителя совершенно очевидно, что проблема существует и проблему надо решить. Во втором случае признание проблемы само становится проблемой. Это случается тогда, когда имеется неясная и неадекватная информация о развитии и тенденциях в коллективе и в его внешнем окружении. Примером такого решения могут быть действия работника «скорой помощи» на основе информации, полученной от больного или его родственников.

Признание или не признание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия. При этом возможны ошибки, связанные со следующими обстоятельствами: проблема дана кем-то сверху и нет выбора кроме как «признать» ее; желательно быстрое решение возникшей проблемы, и не остается достаточно времени на ее признание; допустимо низкого качества решение и выше названная проблема может повториться; проблема хорошо знакома и к ней вероятней всего применяется старое решение; эмоции развиваются до высокого уровня и ведут к «аббревиатурному» поиску в признании проблемы; нет предыдущего опыта по проблеме и ее признание может не состояться; проблема является очень сложной и затрудняет ее полную идентификацию.

Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решение, то принятие решения не состоится. Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе - это интерпретация и формулирование проблемы.

Интерпретация проблемы - придание значения и определение той проблемы, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий проявляются сами и требуют вмешательства специалиста принимающего решения. Рутинные, или повторяющиеся, проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис к неструктурированным. Соответственно каждое из них будет требовать разного типа решений: структурированные-програмированных; неструктурированные-непрограмированных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Конституциальная психология Шелдона.
Шелдон родился в 1899 году в Уорвике в 1919 году получил степень бакалавра, в последствие получил степень магистра в Колорадо. В 1933 году он получил степень доктора медицины – также в Чикагском университете. С 1924 по 1926 год он преподавал психологию в Чикагском университете, а затем был в течение года ассистентом и в Чикагском универ ...

«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г. Лускановой
Цель: изучение школьной мотивации. Эта методика описана в [39;56-57]. В нее включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одн ...

Иерархическое строение когнитивных (познавательных) процессов
Итоги первого этапа развития когнитивной подхода были подведены в книге Улрика Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 году. Уже во введении он пишет, что конструктивный характер наших познавательных процессов является фундаментальным фактом. Задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы понять, каким образом «вос ...