Целью формирующего эксперимента было развитие слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня. Формирующий этап исследования проводился в октябре месяце 2010 года. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Все предложенные игры и упражнения были реализованы на коррекционных занятиях.
После проведения коррекционно-развивающей работы, нами были повторно обследованы дети, для определения динамики после коррекционного воздействия.
Целью контрольного этапа исследования было определение достигнутого уровня развития слухоречевой памяти старших дошкольников после коррекционного воздействия.
Для этого было проведено повторное обследование детей по вышеописанным методикам; сформулированы выводы о достигнутом уровне развития слухоречевой памяти детей. Контрольный этап исследования проводился в феврале месяце 2011 года.
На контрольном этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено 0% дошкольников с очень низким уровнем развития слуховой памяти, 0% - с низким уровнем, 30% - со средним, 70% - с высоким. По результатам диагностики долговременной слуховой по методике А.Р. Лурия было выявлено 10% дошкольников с очень низким уровнем развития слуховой долговременной памяти, 70% - с низким, 20% - со средним. Среди дошкольников с ОНР III уровня 30% детей имеют низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти, 50% - средний, 20% - высокий. В исследуемой группе было выявлено 30% - со средним, 70% - с высоким уровнем развития фонематического слуха.
Итак, на контрольном этапе эксперимента нами был определен достигнутый уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что после проведения коррекции при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу значительно реже, чем на контрольном этапе. Вследствие чего возникло предположение, что развитие слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня обусловлены тем, что нами была проведена работа по развития фонематического слуха.
Для определения взаимосвязи между перечисленными параметрами, была использована корреляция. Корреляционный анализ позволил установить, что
- уровень развития смысловой слухоречевой памяти влияет на уровень развития кратковременной слухоречевой памяти (rs = 0,84, при р ≤0,01) и уровень развития долговременной слухоречевой памяти (rs = 0,75, при р ≤0,05);
- уровень развития фонематического слуха влияет на уровень развития кратковременной слухоречевой памяти (rs = 0,64, при р ≤0,05) и уровень развития долговременной слухоречевой памяти (rs = 0,68, при р ≤0,05).
Итак, контрольный эксперимент показал, что использованные в коррекционно-развивающей работе игры и упражнения на развитие фонематического слуха оказали позитивное влияние на развитие слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня.
Для того, чтобы определить динамику развития слухоречевой, смысловой памяти и фонематического слуха были составлены сравнительные таблицы результатов исследования.
Результаты сравнительного анализа показали, что в результате проведения коррекционной работы среди дошкольников на 10% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития слухоречевой памяти, на 20% - с низким, на 30% - со средним. Количество детей с высоким уровнем развития кратковременной слухоречевой памяти возросло на 60%. Итак, динамика развития кратковременной слухоречевой памяти дошкольников составила 60%. Положительные изменения наблюдались у 100% респондентов.
Психологическая несовместимость ("не сошлись
характерами") (модель № 2)
Схема данного конфликта предполагает, что два нормальных (без внутренних конфликтов) человека при отсутствии каких-либо заметных противоречий в содержании их взаимодействия начинают конфликтовать именно из-за несовместимого сопряжения их индивидуальных характеристик. Чаще всего это проявляется в ситуациях достаточно тесного, близкого, д ...
Анализ результатов контрольного исследования уровня школьной мотивации по
методике Н.Г. Лускановой
Цель: исследование школьной мотивации у подростков после коррекционно–развивающей программы. Дата проведения: 5.07.2005.
Общий уровень школьной мотивации в группе средний. Четверо подростков (02, 04, 05,09)-40% имеют уровень школьной мотивации выше среднего. Эти учащиеся отличаются наличием познавательных мотивов, стремятся успешно вып ...
Проблемы профессионального ориентирования в
молодежной среде. Понятие и
принципы профориентации
В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации.
А.Е. Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии.
И.Н. Назимов дал такое определение профориентации: «Профор ...
Разделы