Психология несовершеннолетних
Страница 1

1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.

2. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

1. Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершать преступление под влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы.

У большинства таких подростков в структуре личности доминируют такие качества, как лень, безволие, безответственность, агрессивность, конформизм. Антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено влиянием внешней социальной среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка.

Подростковый возраст 11-15 лет является переходным, главным образом в биологическом смысле. Психологически этот возраст крайне противоречив - это типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.

Юношеский возраст 15-18 лет представляет собой мир между детством и взрослостью. В биологическом плане - это период созревания. Перед молодыми людьми стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает не автономию от взрослых, а чёткую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается к 14-16 годам. Данное обстоятельство учитывается законодателем, который устанавливает частичную уголовную ответственность с 14-ти лет и полную с 16-ти лет.

Важным фактором формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия.

Всё это приводит к воспитанию вспыльчивости, несдержанности, повышенной возбудимости. Для несовершеннолетних характерно совершение преступлений в группе, так как многие преступления технически не выполнимы для одиночных подростков. Кроме того, некоторые подростки участвуют в действиях группы, смелеют и даже наглеют, так как это одобряется авторитетом группы.

При анализе преступного поведения выделено 4 (четыре) типа несовершеннолетних подростков для которых общественно-опасное деяние является:

случайным и противоречит общей направленности личности;

возможным с учётом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации;

результатом общей отрицательной ориентации личности, связанной с осуществлением преступного поведения, подстрекательством к совершению преступления и другим противоправным действиям;

результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний.

В результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с проблемами или искажениями в психике подростка, возникает трудновоспитуемость.

Неблагоприятными условиями могут являться как моральное поведение родителей, так и ошибки в школьном воспитании.

Изучение личности несовершеннолетнего на предварительном следствии проводится по следующей схеме:

наследственно-биологические факторы (имеется в виду предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, отрицательное влияние алкоголизма, употребление наркотиков родителями).

Ближайшее окружение подростков, социально-экономический статус родителей, особенности воспитания подростка в семье и школе, выявляется отношение его к учёбе, взаимоотношения со сверстниками, учителями и т.д.

Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностные ориентации подростка, самооценка и возможные конфликты в области самооценки и т.д.

Правосознание ребёнка.

При допросе несовершеннолетних следует учитывать особенности, связанные с их возрастом. В частности, допросы маленьких детей целесообразно заменить беседой или опросом. У детей в возрасте от 11 до 15 лет отмечаются широкие познавательные процессы самосознания. Стремление общаться с людьми, проявление чувства долга и ответственности. Данные качества способствуют воспроизведению информации. У несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет действуют психические закономерности, характерные для взрослого человека. Однако, у некоторых лиц отмечается неправильность оценки с повышенным стремлением к независимости.

Страницы: 1 2


Ассоциации
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциа­ций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): 1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые ...

Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов
Самооценка спортсменов, как было показано в обзоре литературы,.не­сколько отличается от самооценки лиц, непричастных к спорту. Однако для выявления оптимального уровня самооценки в плане ее влияния на показатели адаптированности спортсменов к спортивной и учебной деятельности и опре­деления возможностей ее коррекции с помощью самопознан ...

Природа детской одаренности
а) Структура одаренности Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого по ...