Если следователь производит осмотр места происшествия, отыскивает и закрепляет доказательств, фиксирует результаты в протоколе, то оперативный работник по указанию следователя выполняет комплекс розыскных заданий, направленных на раскрытие преступления, а специалист или эксперт оказывают помощь следователю в обнаружении, закреплении и изъятии следов преступления. Данные мероприятия должны производиться одновременно с осмотром места происшествия.
Многие следователи при осмотре места происшествия ограничивают его пространство плоскостью (пол осматриваемой комнаты; асфальтовое покрытие, на котором остались следы транспортного происшествия). При этом нередко забывают, что всякое пространство имеет три измерения. И при осмотре места происшествия, кроме поиска следов в определённой местности, следы следует искать выше и ниже уровня плоскости, и в данных направлениях активизировать своё внимание.
Специфика следственного воображения заключается в выдвижении одновременно целого ряда версий, то есть при осмотре места происшествия нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих только одной версии следователя, так как она может быть неверной. Нужно исследовать любой обнаруженный факт или явление с разных точек зрения и подвергать сомнению наблюдаемые признаки.
Для успешного осмотра места происшествия рекомендуется решать следующие 3 (три) задачи последовательно:
собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому делу;
проанализировать собранную информацию и на её основе выдвинуть версию, которая объясняла бы происшедшее событие;
сопоставление каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. Также должны быть отмечены все противоречия.
Осмотр места происшествия позволяет получить сведения не только о событиях преступления, но и об особенностях личности преступника. Эти сведения позволяют с большой долей вероятности судить о половой принадлежности преступника (взлом дверей, сейфа. Пролом стены в жилых помещениях совершается мужским полом. Если же преступник не отличается мужской силой, не применял орудий и средств, используемых, обычно, мужчинами, то можно предположить, что преступление совершено женщиной. Следы губной помады на окурках свидетельствуют о совершении преступления женщиной).
Место происшествия может содержать отдельные данные о возрасте преступника. Чаще всего можно определить взрослыми или несовершеннолетними совершено преступление. Взрослые преступники крадут, как правило, самые дорогие, дефицитные вещи, деньги. Если же преступление совершил несовершеннолетний, то это, как правило, спиртные напитки, спортивные вещи и т.д. О возрасте также свидетельствуют следы рук, ног, одежды и другие вещи.
3. В психологическом аспекте обыск является специфическим следственным действием, которое носит ярко выраженный поисковый характер => работникам милиции необходимо найти орудия преступления, предметы и ценности, как правило, спрятанные обвиняемым. В ходе подготовки к обыску необходимо получить следующую информацию:
что следует искать;
выяснить, что представляет собой объект, подлежащий обыску;
кто, кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска;
сколько времени обыск может продлиться;
какие технические средства необходимо использовать в ходе обыска.
Особенно много информации во время обыска может дать наблюдение за поведением обвиняемого. Необходимо наблюдать за микродвижениями рук и ног, мимикой лица, изменениями голоса, кожной реакции.
Мимика
Главным показателем чувств говорящего является мимика -- выражение лица
. В "Частной риторике" профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.- Петербург, 1840) есть такие слова: "Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня ...
Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических
исследований. Уровни методологических знаний
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в ко ...
Соотношение знания и веры. Разные виды веры
Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Кун ...
Разделы