Материалы » Юридическая подготовка к психологической деятельности » Психологические основы предварительного расследования

Психологические основы предварительного расследования
Страница 3

Лица, производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении тайников и различных хранилищ преступники учитывают целый ряд факторов психологического характера; расчёт на проявление утомления и автоматизма (так, исходный документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной полки. Расчёт основывается на том, что книги будут рассматривать с того, или иного края полки, а к середине уже проявится определённый автоматизм, утомление); расчёт на брезгливость (закапывают предметы в навоз и др. места); расчёт на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объекта в кровати тяжело больного человека, ребёнка, в могиле близких родственников); небрежность сокрытия предмета (оставление объекта на виду); отвлечение внимания изготовлением тайников -двойников (с двойным дном, расчёт делается на то, что при обнаружении первого пустого двойника, остальные тайники рассматриваться не будут); отвлечение внимания следователя путём создания конфликтной ситуации (для перепрятывания искомого объекта).

Для проведения обыска желательно усиливать освещение, так как это позволит обнаружить следы преступления, которые при обычном освещении не видны. В процессе обыска важной задачей является установление речевого контакта с обыскиваемым, то есть необходимо, как можно активнее, практиковать постановку вопроса обыскиваемому о назначении тех или иных предметов. Тембр голоса, манера говорить, могут быстрее выдать действительное отношение человека, чем другая внешняя реакция. При проведении обыска нужно учитывать образование, уровень культуры, профессию, интеллектуальные способности субъекта, что имеет немалое значение при выборе места и способа укрытия, например, анализ уголовных дел о хищениях промышленного золота, спекуляции с валютными ценностями показал, что расхитители, использовали знания физико-химических свойств драгоценных металлов, для укрытия золота рассыпают его на определённом участке земли, найти его довольно трудно. Преступники могут легко извлечь золото путём промывания его водой.

В большинстве случаев обыск и задержание - это одновременно осуществляемые следственные действия, так как обыск помещения одновременно преследует цель обнаружения и задержания разыскиваемых лиц.

Нужно учитывать возможность сопротивления при задержании подозреваемого лица, поэтому психологического анализа требует выбор момента задержания. В ситуациях, когда преступник лишён возможности скрыться, он не может причинить вред окружающим, но при этом находится в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения или состоянии сильного эмоционального возбуждения, и утратил способность к самоконтролю, не следует спешить с захватом, то есть необходимо дать преступнику возможность придти в себя.

4. Следственный эксперимент (СЭ) - самостоятельное процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и полученных новых доказательств. Так, обвиняемый в краже из магазина путём проникновения в помещение через форточку заявил на допросе, что совершил преступление в одиночку. Был проведён следственный эксперимент, но все попытки обвиняемого пролезть в форточку оказались безуспешными. Обвиняемый признался, что у него был соучастник несовершеннолетний, который проник через форточку в магазин и открыл дверь.

По своему содержанию большинство видов следственного эксперимента представляет исследование и оценку возможностей, осуществляется восприятие какого-либо события при определённых условиях, например: ставится условие услышать голос человека на расстоянии, почувствовать запах, также проверяются умение и навыки изготовления поддельных документов, печатей, штампов, открытия замка и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г. Лускановой
Цель: изучение школьной мотивации. Эта методика описана в [39;56-57]. В нее включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одн ...

Виды эксплицитных функций человеческой психики
1. Коммуникативные функции - психическое направление на образование связи человека с объектами. 2. Информационные - коммуникативные функции в процессе общения людей выступают вместе с информацией. 3. Когнитивные функции - возникают из способностей чел. оперировать полученными знаниями внутреннем плане своего индивидуального сознания. ...

Теоретическая часть. Общая характеристика зависимого поведения
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособно ...