В данном параграфе представлены результаты изучения взаимосвязей характеристик самооценки (ее уровня, адекватности и степени дифференцированности) с показателями адаптированности студентов к спортивной деятельности по объективному (успешность) и субъективному (удовлетворенность) критериям.
Корреляционный анализ показал, что уровень самооценки достаточно сильно влияет на субъективные показатели адаптированности студентов к спортивной деятельности, и за счет них - на общую адаптированность к спорту (р < 0,05). Обнаружено 8 связей из 9 гипотетически возможных, причем 4 из них достигают 99% уровня достоверности.
Наиболее сильными являются связи уровня самооценки с удовлетворенностью спортивными успехами (р < 0,001), процессом занятий спортом, физическим и личностным самосовершенствованием (р < 0,01). Также у более успешных в спортивном плане студентов выше удовлетворенность общением с тренером и другими спортсменами, вознаграждением за спортивные успехи, а также исполнением своего долга перед значимыми другими (р < 0,05). Кроме того, они больше удовлетворены спортивной деятельностью в целом (р < 0,01). Полученные связи выглядят вполне логичными и в дополнительных объяснениях не нуждаются.
Таблица 30
Достоверные взаимосвязи показателей уровня и дифференцированности самооценки с адаптированностью студентов к учебе
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели адаптированности к спортивной деятельности: |
Характеристики самооценки | |
Уровень |
Дифференц-ть | |
Спортивная успешность (по разряду) |
-0,29 | |
Удовлетворенность спортивными успехами |
0,50 |
-0,30 |
Удовлетворенность спортивным процессом |
0,42 | |
Удовлетворенность саморазвитием в спорте |
0,36 |
-0,29 |
Удовлетворенность общением в спорте |
0,30 | |
Удовлетворенность наградой за спорт |
0,33 | |
Удовлетворенность исполнением долга |
0,35 | |
Общая удовлетворенность спортом |
0,41 | |
Общая адаптированность к спорту |
0,29 |
Таким образом, уровень самооценки является значимым фактором формирования адаптированности студентов к спортивной деятельности.
Обращает на себя внимание факт отсутствия достоверной связи между уровнем самооценки и спортивной успешностью. Это может быть объяснено нелинейной формой взаимосвязи данных показателей.
Степень дифференцированности самооценки оказывает довольно слабое влияние на показатели адаптированности студентов к спортивной деятельности - обнаружено лишь 3 достоверных связи, причем уровень их значимости не превышает 95%. Все связи отрицательные - то есть, чем выше уровень дифференцированности самооценки студента, тем более негативное влияние он оказывает на адаптацию к спорту.
Анализ полученных связей показывает, что чем выше дифференциация частных показателей самооценки, тем менее студенты успешны в спортивной деятельности, менее удовлетворены своими результатами и собственным самосовершенствованием благодаря спорту (р < 0,05). Меньшая степень адаптированности является следствием низкой целостности самооценки.
Нелинейных связей между показателями степени дифференцированности самооценки и адаптированности к спортивной деятельности не обнаружено. -
Связь уровня адекватности самооценки с показателями адаптированности студентов к спорту осуществлялась посредством сравнения характеристик адаптированности у студентов с адекватной и неадекватной (завышенной, заниженной самооценкой).
Как показывает таблица 31, студенты с заниженной самооценкой являются гораздо менее адаптированными к спортивной деятельности, чем их адекватно оценивающие себя сверстники. Об этом говорят 6 достоверных различий из 9 возможных, 3 из которых достигают 99% уровня достоверности. Нелинейных связей не обнаружено.
Теоретические аспекты понятия «интересы»
Изучение литературы, в первую очередь, позволит определить понятия «интерес» и «профессиональный интерес».
Рассмотрим подробнее первое понятие – «интерес».
Согласно мнению американского философа Р.В.Перри, интерес – это характеристика «моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция, влечение…». Перри понимает интерес в широком смы ...
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении
Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно ...
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса
принятия решений у работников служб экстренного вызова
Программа исследования и его организация.
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больница «Сосновая роща», дневной стационар поликлиники № 1 им. ...
Разделы