Материалы » Общее понятие психологии » Возникновение и развитие психики у животных и человека

Возникновение и развитие психики у животных и человека

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика имеет ряд специфических свойств:

1) Психика - свойство только живой материи. И главное не только живой материи, а высокоорганизованной живой матери.

2) Особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, способна получать информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием определенного образа, который является копией материальных объектов реального мира.

3) Информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формировании его поведения, что определяет возможность длительного существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Способность избирательно реагировать на воздействие внешней среды наблюдаемая уже у простейших форм живой материи называется раздражимость. Развитие раздражимости у живых существ связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание внутренних и внешних условий привело к возникновению у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительность. С возникновением чувствительности живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д.

Появление у определенного класса животных чувствительности или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения. Поведение - сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Столь сложное поведение возможно только при наличии сознания. Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обеспечивают человека таким феноменом, как сознание.

В результате человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою Я-концепцию, заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. Я-концепция является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек воспринемает через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны благодаря длительной эволюции живых организмов, исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида. Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.


Развитие межличностных отношений. Понятие межличностного отношения и основные положения отечественных психологов, рассматривающих проблему межличностных отношений.
Изучением межличностных отношений занимались многие психологи. У каждого была своя точка зрения, своя трактовка понятия. Алексей Юрьевич и Галина Михайловна Коджаспировы рассматривали отношение как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение ...

Развитие конкретно-психологических подходов к личности в отечественной психологии
В отечественной психологии советского и постсоветского периода проблема личности выдвигается в центр исследовательского внимания. Но в понимании ее природы, сущности развивались и сталкиваются несколько подходов. Первый подход ставил акцент на социальной сущности личности. Он опирался на марксистское учение о личности, выражал позицию & ...

Процедура коррекции самооценки посредством самопознания
Программа формирующего эксперимента по коррекции характеристик самооценки спортсменов включала в себя несколько этапов. Кратко охаракте­ризуем каждый из них. 1. Первичное изучение характеристик самооценки (ее уровня, адекват­ности и дифференцированности) у каждого испытуемого. В методику само­оценки были заложены те свойства личности, ...