Использование - защита ("волк и овца") (модель № 4)
Страница 1

Здесь, как и в модели 3, присутствует сознательный конфликтный умысел. Мотив конфликта - извлечение пользы из другого человека в ущерб его интересам. Данный конфликт основан на изначальном неравенстве сил сторон и стремление сильной стороны удовлетворить свои потребности за счет слабой, в том числе путем нанесения ей вреда. Под силой в данном случае обычно понимается способность добиваться своих целей, невзирая на противодействие другой стороны. Характера этическая, нравственная ущербность мотивации агрессивной стороны.

Развитие конфликта определяется:

степенью неравенства сил сторон;

мерой и характером зависимости слабой стороны от сильной;

характером защитных действий слабой стороны;

открытостью конфликта для окружения конфликтующих и мерой влияния среды конфликта на его участников.

Основные варианты:

Умышленная агрессия и издевательство. Этот вариант не следует путать с разрядкой внутриличностного конфликта, где осознанной конфликтной мотивации нет. В данном случае конфликт обычно исходит от человека, обладающего властью над партнером по взаимодействию, когда тот явно зависим от него. При этом характерна явная аморальность сильного, а иногда и наличие садистских наклонностей, стремление получать удовольствие от унижения другого человека.

Благовидное принуждение. Сильная сторона принуждает слабую к совершению определенных действий под благовидным предлогом (во имя интересов дела или пользы для самой же принуждаемой стороны).

Манипулирование и обман. Скрытое воздействие в ущерб интересам другого и попытки его обмануть рано или поздно становятся известными, что и влечет за собой, в зависимости от реакции страдательной стороны, развертывание конфликта.

Отставленная защита (месть). Один из очень распространенных вариантов с рядом подвариантов. Связан чаще всего с замаскированным нанесением ущерба другой стороне в ответ на причиненный (или якобы причиненный) ранее ущерб. Это может быть так называемый "волк в овечьей шкуре", могут быть подварианты зависти, ревности и др.

При диагностике:

чаще всего заметна асимметричность конфликта, наличие нападающей и защищающейся стороны, неравенство их сил;

полезно обращать внимание на наличие мелких конфликтных эпизодов, которые предшествуют развертыванию конфликта ("подставил ножку", "подложил свинью" и т.п.) и в целом на историю развития взаимоотношений сторон;

труднее обычно разобраться в скрываемой и маскируемой мотивации, встречаются случаи легендирования конфликтного поведения.

При урегулировании и разрешении конфликта: прежде всего, важно добиться прекращения агрессивных действий активной стороны за счет применения власти и воздействия авторитетных лиц; используя психологические приемы, достичь более полного, ясного и ответственного осознания инициативной стороной причин своих действий, ибо довольно часто нравственная ущербность собственной мотивации осознается агрессором лишь частично; соответствующая перестройка конфликтной мотивации "волка" - ключевой момент в разрешении данного конфликта; срабатывает эффект публичного обсуждения в коллективе (или даже угрозы такового); полезна также специальная работа со страдательной стороной по обучению её навыкам психологически эффективного поведения в данной ситуации.

Страницы: 1 2


Акцентуации характера
Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития ...

Взаимосвязь самооценки и адаптированности спортсмена к деятельности
Спортивная деятельность понимается как многосторонний процесс ак­тивности человека, в котором, наряду с физическими, развиваются и совер­шенствуются психические свойства личности (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996). Действительно, факт единства деятельности и сознания (следовательно, и личности) в отечественной психологии я ...

Причины агрессивности
1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей. 2. Как выученное поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу. Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До определенного момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обраща ...