Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Социальная адаптация агрессивных детей

Социальная адаптация агрессивных детей
Страница 1

В социологии принято выделять две фазы социализации: адаптацию и интериоризацию (интернализацию). Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) чаще всего определяется как:

1) приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды;

2) вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы на­ряду с интеракцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов (Т.Парсонс).

Под социальной адаптацией понимается процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Человек с выраженной индивидуальностью в большей мере осваивает новую среду, нежели приспосабливается к ней. В процессе освоения социальной среды индивид, познавая ее нормы и ценности, начинает ими руководствоваться. Адаптация позволяет человеку интегрироваться в социальную, профессиональную, образовательную и иную среду, включиться в деятельность общностей, организаций, группы. Она может быть активной или пассивной, позитивной или негативной. Г.Е. Зборовский отмечает, что основная функция адаптации заключается в освоении относительно стабильных условий среды, решении повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

В зависимости от характера социальной среды выделяют различие виды адаптации: социально-политическую, социально-экономическую, социокультурную, социально-бытовую, социально-психологическую, этническую и т.д. Если человек приспособился в среде и творчески ее освоил, адаптация прошла успешно. Успех выражается в высоких ролях и статусах личности. Неуспешная адаптация и, соответственно, низкое социальное положение связаны с неумением приспособиться к социальной среде, пассивностью и негативностью личности. Одной из форм неуспешной адаптации является дезадаптация, сопровождающаяся маргинальностью.

Следующая фаза социализации — интериоризация, или интернализация, — означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органическое превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

Интериоризация основывается на адаптации, будучи по сравнению с ней более длительным и фундаментальным этапом. В процессе интериоризации индивид, во-первых, приобретает систему устойчивых внутренних регуляторов, соответствующих требованиям общества, во-вторых — полностью включается в какую-либо структуру. Порой даже социальная организация или группа ассоциируется с определенной личностью, поскольку она стала необходимой и незаменимой.

Социализация проходит определенные стадии, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация — это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация — процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Такие известные исследователи, как М. Мид и Ч. Кули, выделяют три стадии социализации как процесса освоения ролей:

• имитацию — механическое повторение наблюдаемых действий;

• игру — переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;

• групповое членство — освоение своей роли глазами группы.

Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как цепи последовательных стадий социализации личности: до 2 лет — сенсомоторная стадия: вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует; от 2 до 7 лет — преоперациональная стадия: ребенок научается различать вещь и символ вещи; от 7 до 11 лет — конкретно-операциональная стадия: мысленное оперирование понятиями, развитие воображения; после 12 лет — формально-операциональная стадия: формирование абстрактных понятий.

Страницы: 1 2 3 4


Определение психологии как науки
Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть выдающиеся житейские психологи, но и обычный человек имеет определенные психологические знания. Поэтому выделяют пять отличий житейских и научных знаний. ...

Результаты и их обсуждение
Согласно результатам проведенных исследований - социометрии и методики Т. Лири, интерпретации и анализу результатов, можно сделать вывод о степени сплоченности-разобщенности в группе молодых людей и ее психологическом климате. Результаты социометрического исследования показали, что в группе есть явные лидеры и явные отвергнутые, и тем н ...

Свойства ощущений
Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих Ему. 1. Модальность — качественная характеристика, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным. Прежде всего, выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, ...