[3]В процессе обследования задания надо давать с постепенным усложнением. Сначала обращать внимание на умение правильно пересчитать предметы (палочки, грибки и т. д.). При использовании наглядного материала выявляются навыки прямого 'количественного счета, который час-' то усваивается детыми механически. Далее предложить назвать числа в той последовательности, в какой ребенок их знает, начать считать дальше от названного числа. Задание — пересчитать наглядные предметы применяется и для того, чтобы выяснить, как ребенок выделяет конечный результат — итог счета, соотносит ли названное число с предметами. В таком задании можно использовать разнообразный счетный материал, например “Посчитай отдельно палочки ., елочки ., грибки .”. Ребенок считает предложенные предметы или определяет их количество на картинке “Дай 2-—4 грибка”.
Затем дать ряд заданий труднее. Например, “Возьми столько кубиков, сколько у меня палочек”. Когда задание выполнено, предложить поделить предметы между двумя людьми поровну. Или решить простую задачу на 'сложение или вычитание одной единицы: “У тебя было две конфеты, тебе дали еще одну конфету”, “Сколько стало конфет?” — “Три” — “У тебя было две конфеты. Одну съел”, “Сколько осталось?” — “Одна”. — “Тебе мама да'ла еще две”, “Сколько стало?” — “Три”. Задачи такой сложности дети с нормальным интеллектом способны решать без наглядной опоры.
Выявление возможностей выполнять счетные операций можно проводить и по специально составленным (подобранным) вопросам типа: “Сколько у тебя глаз?”—А у меня? . — А у меня и у тебя вместе? . Сколько лап у собачки? . медведя, лисы? . А у птицы? . А у кого больше? . — на сколько больше? .”.
Последний вопрос доступен лишь детям с хорошими интеллектуальными данными.
При выполнении заданий в ходе обследования отмечается, как ребенок оправился с задачами: устно или на наглядном материале.
Более трудными будут задания на определение количества предметов при вычитании двух или трех единиц. Такое задание выполняется с использованием наглядного материала. По заданию логопеда ребенок определяет общее количество предметов на столе (например, 5). Далее логопед незаметно убирает 2 (или 3) предмета. По количеству оставленных предметов ребенок
должен определить, сколько предметов убран®.
В следующем задании предлагается с опорой на
представление определить — “сколько курочек за забором?” Для этого дается картинка с изображением забора, из-под которого видны куриные лапки (2, 4, 6, 8).
Все эти задания даются после объяснения и некоторого обучения. Дети с первично сохранным интеллектом овладевают способом решения заданий после нескольких показов и справляются с аналогичными задачами на другом наглядном материале.
Для умственно отсталых детей такие способы объяснения являются недостаточными. Они чаще 'всего могут лишь механически пересчитать предметы, иногда не соотнося число с предметом, пропуская отдельные предметы; счетные операции для 'них доступны при условии лишь значительной помощи в очень ограниченных пределах. Решение отвлеченных задач, указанных выше, для необученных ранее умственно отсталых детей практически невозможно.
Психология раннего детства
План изложения.
Сегмент 1. О младенцах от 0 до 2-х лет. Физиологический портрет малыша. Средства диалога ребенка и взрослых. Основные умения младенцев. Игра с точки зрения психологии
Сегмент 2. О раннем детстве от 2-х до 4-х лет. Присутствие взрослых в психической реальности ребенка. Психические формы переживания действительности деть ...
Анализ результатов исследования притязания и
характеристик самоактуализации подростков
Первой задачей исследования является определение уровня притязаний.
Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
...
Разделы