Интеллектуальную деятельность ребенка можно обследовать с помощью пирамид, матрешек (4—6—8-составных), складывающихся кубиков и других разборных игрушек. Здесь проверяется умение разбирать и собирать пирамидку, матрешку, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, отобрать нужные предметы, части в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.
Вначале ребенку предлагается выполнить задачу самостоятельно. Если. он не справляется, тогда логопед, например, раскладывает кольца пирамиды и показывает 'как ее .-оорать, объясняя, что кольца неодинаковы по размеру и сначала нужно надевать самые большие колечки, потом поменьше, а в конце — самые маленькие. После этого ребенку еще раз предлагается самостоятельно сложить аналогичную пирамиду. Возможен и другой, более простой способ;
ребенок должен найти последовательно самое большое кольцо из оставшихся и надеть его.
При выполнении такого задания отмечается, как ребенок его понял: складывает ли он пирамиду с учетом величины колец или же все подряд (иногда с учетом цвета); видит ли он и исправляет сам ошибки или работает без внутреннего •контроля; как используют помощь.
Детям с сохранным интеллектом складывание простой пирамиды из 4-х колец доступно к 3-м годам. Они собирают пирамиду, строго соблюдая размер колец, примеривая их, а некоторые контролируют себя только зрительным соотнесением.
Для обследования интеллектуальных возможностей ребенка могут быть использованы и такие материалы, как упражнения “Почтовый ящик”, “Разрезные картинки”, “Четвертый лишний”, разрешающие выявить произвольное внимание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотносить объемную и плоскостную формы и др.
Упражнение “Почтовый ящик”
Логопед раскладывает на столе пластмассовые фигуры разной формы и коробку (ящик) с соответствующими прорезями и объясняет, что на крышке коробки есть 'прорези— “домики” для каждой фигуры. Сначала ребенку предлагается самостоятельно выполнить упражнение — опустить фигурки в прорези. Если он не справляется, то логопед объясняет, как он ищет для кубиков, треугольников и других фи-' гур “домики”. Опуская поочередно все фигуры в коробку, подчеркивает: если “домик” выбран правильно, то кубик в коробку пройдет, если неправильно — не пройдет. После объяснения и показа ребенку снова предлагается самостоятельно опустить геометрические фигуры в коробку.
При оценке выполнения задания отмечается, как ребенок понял задачу; насколько охотно взялся за нее; какой избрал способ ее выполнения; пытался ли силон засунуть фигуры в прорезь, пробовал ли для каждой фигуры все подряд отверстия или соотносил предварительно фигуру (наглядно), требовалось ли дополнительное обучение.
Детям с нормальным интеллектом упражнение “Почтовый ящик” дается после 3-х лет, к 5-ти годам они выполняют его, пользуясь в основном лишь зрительные соотнесением.
[4]В процессе обследования важно проверить, как сформированы у ребенка пространственные представления, восприятия целого предмета и выделение его отдельных частей, умение соотносить часть и целое, определить место той иди иной •части, подобрать недостающую часть и собрать из частей целое. Здесь могут помочь “Разрезные картинки” (из 3-х, 4-х и 5-ти частей). При складывании картинки обращается внимание на то, как ребенок соотносит части предмета, насколько быстро и умело соединяет части 'в целое: идет ли путем проб и ошибок или делает попытку осмысленно проанализировать картинку, чтобы подобрать недостающую часть (деталь). В этом упражнении сначала используются картинки с простыми предметами, разрезанные на две одинаковые части (мяч, яблоко, груша) и более сложные одушевленные предметы — животные, птицы, а затем — разрезанные на четыре одинаковые части. Более сложными для складывания оказываются картинки, разрезанные на части разной формы и величины: например, картинка прямоугольной формы с изображением мяча разрезана на три части
Q – критерий Розенбаума
Назначение критерия
Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых.
Описание критерия
Это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по каком ...
Корреляционный анализ результатов исследования
Хотя на первый взгляд результаты первичного и контрольного исследования значительно отличаются друг от друга, мы не можем достоверно утверждать, что эксперимент удался. Для этого необходимо установить являются ли статистически достоверными между средними до и после эксперимента. Для установления статистической достоверности различий сре ...
Гуманистические и духовно-ориентированные теории
личности
Гуманистическая психология возникла в Америке в конце 60—70-х гг. XX в. и заявила о себе как о третьем, новом направлении в психологии. Она противопоставила себя психоанализу и бихевиоризму, возвратила в психологию давние представления о духовной природе человека и традиции общечеловеческих ценностей.
Наиболее выдающиеся ее представите ...
Разделы