Интеллектуальную деятельность ребенка можно обследовать с помощью пирамид, матрешек (4—6—8-составных), складывающихся кубиков и других разборных игрушек. Здесь проверяется умение разбирать и собирать пирамидку, матрешку, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, отобрать нужные предметы, части в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.
Вначале ребенку предлагается выполнить задачу самостоятельно. Если. он не справляется, тогда логопед, например, раскладывает кольца пирамиды и показывает 'как ее .-оорать, объясняя, что кольца неодинаковы по размеру и сначала нужно надевать самые большие колечки, потом поменьше, а в конце — самые маленькие. После этого ребенку еще раз предлагается самостоятельно сложить аналогичную пирамиду. Возможен и другой, более простой способ;
ребенок должен найти последовательно самое большое кольцо из оставшихся и надеть его.
При выполнении такого задания отмечается, как ребенок его понял: складывает ли он пирамиду с учетом величины колец или же все подряд (иногда с учетом цвета); видит ли он и исправляет сам ошибки или работает без внутреннего •контроля; как используют помощь.
Детям с сохранным интеллектом складывание простой пирамиды из 4-х колец доступно к 3-м годам. Они собирают пирамиду, строго соблюдая размер колец, примеривая их, а некоторые контролируют себя только зрительным соотнесением.
Для обследования интеллектуальных возможностей ребенка могут быть использованы и такие материалы, как упражнения “Почтовый ящик”, “Разрезные картинки”, “Четвертый лишний”, разрешающие выявить произвольное внимание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотносить объемную и плоскостную формы и др.
Упражнение “Почтовый ящик”
Логопед раскладывает на столе пластмассовые фигуры разной формы и коробку (ящик) с соответствующими прорезями и объясняет, что на крышке коробки есть 'прорези— “домики” для каждой фигуры. Сначала ребенку предлагается самостоятельно выполнить упражнение — опустить фигурки в прорези. Если он не справляется, то логопед объясняет, как он ищет для кубиков, треугольников и других фи-' гур “домики”. Опуская поочередно все фигуры в коробку, подчеркивает: если “домик” выбран правильно, то кубик в коробку пройдет, если неправильно — не пройдет. После объяснения и показа ребенку снова предлагается самостоятельно опустить геометрические фигуры в коробку.
При оценке выполнения задания отмечается, как ребенок понял задачу; насколько охотно взялся за нее; какой избрал способ ее выполнения; пытался ли силон засунуть фигуры в прорезь, пробовал ли для каждой фигуры все подряд отверстия или соотносил предварительно фигуру (наглядно), требовалось ли дополнительное обучение.
Детям с нормальным интеллектом упражнение “Почтовый ящик” дается после 3-х лет, к 5-ти годам они выполняют его, пользуясь в основном лишь зрительные соотнесением.
[4]В процессе обследования важно проверить, как сформированы у ребенка пространственные представления, восприятия целого предмета и выделение его отдельных частей, умение соотносить часть и целое, определить место той иди иной •части, подобрать недостающую часть и собрать из частей целое. Здесь могут помочь “Разрезные картинки” (из 3-х, 4-х и 5-ти частей). При складывании картинки обращается внимание на то, как ребенок соотносит части предмета, насколько быстро и умело соединяет части 'в целое: идет ли путем проб и ошибок или делает попытку осмысленно проанализировать картинку, чтобы подобрать недостающую часть (деталь). В этом упражнении сначала используются картинки с простыми предметами, разрезанные на две одинаковые части (мяч, яблоко, груша) и более сложные одушевленные предметы — животные, птицы, а затем — разрезанные на четыре одинаковые части. Более сложными для складывания оказываются картинки, разрезанные на части разной формы и величины: например, картинка прямоугольной формы с изображением мяча разрезана на три части
Внимание: понятие и формы проявления. Понятие категории Внимания
Внимание - направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психи ...
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Синдром дефицита внимания /
гиперактивности
– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Синдром
(от греч. ...
Нормативная память: методика и факторы, влияющие на её развитие
«С» – Нормативная память – формируется в результате взаимодействия «чувства вины» (Голоса Совести) и «экстатического наслаждения». Нормативная природа сознания формируется как в процессе прохождения всех стадий развития организма, так и в процессе усвоения нормативности коллективного опыта. Если чувственный опыт обуславливает наличие в ...
Разделы