Ценностно-ориентационные особенностистаршеклассников
Страница 2

В юношеском возрасте представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания. В данном возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности оношей. Они являются той ценностью, которая обеспечивает юноше расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут с помощью хороших знаний: при этом для старшеклассников продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт (37).

Наряду с учебной деятельностью у старшеклассников большое место занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется потребность в общении и поиске лучшего друга (45).

В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные), вторую ценности-средства (инструментальные). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Умение определить свои цели, найти самого себя и свое место в жизни, - важный показатель зрелости в юношеском возрасте.

С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (поступки человека) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов (В.П. Тугаринов, 1968, Б.С. Круглов, 1983, (42).

Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ценностных ориентаций личности старшеклассников, выступает содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. Проведенные исследования А. Гоштаутаса, Н.А. Семенова и В.А. Ядова (69) позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всей совокупности старшеклассников, нарисовать "ценностно-ориентационный портрет старшеклассника". В общей иерархии абсолютно доминирует ценность "сохранение мира между народами". Она получила высший балл абсолютно у всех обследованных. Другая ценность - "жизненная мудрость" - никак не была оценена ими, что с точки зрения возраста представляется вполне естественным. Так, если сохранение мира между народами для всех главная ценность, то жизненный опыт для старшеклассников не может стать личной ценностью (69).

Из оставшихся ценностей по всей выборке максимальную оценку занимает ценность "интересная работа". Кроме нее "хорошие и верные друзья", "здоровье", "счастливая семейная жизнь", "любовь". Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах старшеклассников имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Сюда входят: "уверенность в себе", "познание", "активная деятельная жизнь", "самостоятельность", "творчество", "равенство", "красота", "материальная обеспеченность". Последняя в структуре ценностных ориентаций ценность – "удовольствие", таким образом, не входит в число основных целей жизни человека.

Если на основе полученных данных попытаться дать ценностно-ориентационный портрет исследуемой совокупности старшеклассников, то он будет выглядеть примерно так: "Главное в жизни - это найти работу (интересную) и хороших, верных друзей, при условии, что будет сохранен мир на земле, и ты будешь здоров. Очень важно для человека иметь семью, основанную на взаимной любви. Конечно же, нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять самостоятельность. Очень важно так же быть интеллектуально развитым, расширять свое образование, кругозор, вести активную, деятельную жизнь. Но все это возможно только при наличии хорошей работы и личного счастья. Желательно так же иметь возможности для творчества, способность ощущать и переживать красоту природы, искусства, но, к сожалению, не всем это доступно".

Страницы: 1 2 3


Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки
Среди многообразия проблем, обсуждаемых в современной психологии, всё больше внимания уделяется вопросам, связанных с самосознанием личности. Это интереснейшее явление человеческой психики издавна волновало умы исследователей. История его изучения начинается с развитием психоло­гии как науки. Однако, даже задолго до этого, проблема собс ...

Ассоциации
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциа­ций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): 1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые ...

Анализ цикла занятий «Мир дома моего».
Цель цикла занятий: Активизация социального образа представления подростка о себе в настоящем и будущем. Первое занятие стимулирует частичное осознание подростком себя как меняющегося во времени субъекта. Однако 50% подростков словесно рисуют себя с негативной точки зрения и только после беседы психологом подростки находят в своих че ...