Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Влияние самооценки на адаптированность к учебе

Влияние самооценки на адаптированность к учебе
Страница 3

В таблице 28 показано, что студенты с заниженной самооценкой отличаются меньшей адаптированностью к учебной деятельности по сравнению со студентами с адекватной самооценкой. Получено 6 достоверных различий из 9 возможных, причем большинство — на высоком (99% уровне достоверности).

Студенты с заниженной самооценкой являются менее успешными в уче­бе. Это можно объяснить, с одной стороны, их невысоким уровнем притязаний (они считают, что не могут учиться лучше), с другой стороны - субъективно­стью оценок преподавателей, которые зачастую ориентируются не на знания студента, а на его манеру поведения («если студент держится неуверенно, зна­чит ничего не знает»).

Студенты, которые оценивают свою личность ниже, чем это есть на са­мом деле, менее удовлетворены той деятельностью, которую они осуществ­ляют. Данная категория студентов менее удовлетворена общением с препода­вателями, другими студентами и администрацией вуза, возможно, в силу сво­его низкого статуса, который определяется уровнем успеваемости и степенью уверенности в себе. Также они неудовлетворенны своими учебными успехами, что объясняется их более низкой успеваемостью. Студенты с заниженной са­мооценкой менее удовлетворены процессом учебы, вероятно, вследствие низ­кой удовлетворенности успеваемостью и общением. У них ниже общая удов­летворенность учебной деятельностью по сравнению со студентами, имею­щими адекватную самооценку. Не обнаружено различий в удовлетворенности степенью самосовершенствования посредством учебы, наградой за нее и сте­пенью исполнения своего долга перед окружающими.

В целом, студенты с заниженной самооценкой менее адаптированы к учебе, чем их адекватно оценивающие себя сверстники. Следовательно, зани­женная самооценка — это фактор дезадаптированности студентов в учебной деятельности.

Как свидетельствует таблица 29, студенты с завышенной самооценкой' несколько менее адаптированы к учебной деятельности, чем студенты с адек­ватной самооценкой. Получено 4 достоверных различия выраженности пока­зателей адаптированности. Однако 3 из них достигают только 95% уровня достоверности.

Студенты с завышенной самооценкой более удовлетворены своими учебными успехами, что в некоторой степени оправдано (хотя различия в уровне учебной успешности и не достигают достоверного уровня). Также они менее удовлетворены общением, так как, возможно, притязают на лидерство в учебной группе и всеобщее признание, в некоторой степени отталкивая от се­бя своим самоуверенным поведением. Также они менее удовлетворены награ­дой за свою учебу, которую они считают несоразмерной успехам. В целом, они менее удовлетворены учебной деятельностью, чем их более адекватно оценивающие себя сверстники.

Таблица 29

Особенности адаптированности к учебе у студентов с завышенной самооценкой

Показатели адаптированности к учебной деятельности:

Адекв.

Завыш.

Различия

X

X

d

t

Р

Учебная успешность (средний балл)

4,25

4,38

0,13

0,98

-

Удовлетворенность учебными успехами

3,81

4,37

0,56

2,18

0,05

Удовлетворенность процессом учебы

4,52

4,26

0,26

1,02

-

Удовлетворенность саморазвитием в учебе

4,19

4,01

0,18

0,76

-

Удовлетворенность общением в учебе

4,18

3,62

0,56

2,24

0,05

Удовлетворенность наградой за учебу

2,26

1,80

0,46

2,27

0,05

Удовлетворенность исполнением долга

3,49

3,33

0,16

0,54

-

Общая удовлетворенность учебой

4,52

3,56

0,96

2,99

0,01

Общая адаптированность к учебе

4,38

3,97

0,41

1,76

-

Страницы: 1 2 3 4


Организация исследования
База проведения исследования: ГОУ СПО «Воркутинское медицинское училище» г. Воркута. Выборку составили 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, обучающиеся на I-II курсах, всего 60 человек. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. П ...

Проблема изучения темпераментного профиля личности. История изучения темперамента
Первые попытки проанализировать структуру черт темперамента предпринимались еще в самом начале века. В 1906 г. голландские исследователи Г. Хейманс и Е. Вирсме оценили разные поведенческие особенности более чем у 2000 человек. На основании этих данных они выделили 3 основных характеристики темперамента. Первая из них представляет собой ...

Профилактическая деятельность аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимо ...