Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов

Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов
Страница 2

У представителей контрольной группы картина взаимосвязей совсем другая. Самооценка КС «Широта категоризации» взаимосвязана с самооцен­кой умения обобщать и устанавливать логические связи между понятиями (р < 0,05 и 0,001 соответственно). Самооценка памяти достоверно не связана с са­мооценкой двух взаимосвязанных между собой (р < 0,001) показателей мыш­ления - умения обобщать и устанавливать логические связи.

Сказанное позволяет заключить, что самооценка познавательных про­цессов у спортсменов образует своеобразный симптомокомплекс, включаю­щий в себя самооценку основных когнитивных составляющих: памяти и мыш­ления. У лиц, непричастных к спорту такой симптомокомплекс не включает в себя самооценку памяти, зато включат самооценку широты категоризации.

Именно эти два показателя самооценки познавательных процессов — умения обобщать и устанавливать логические связи корреляционно связаны с самооценкой собственной личности в целом: умения обобщать - при р < 0,001 (р = 0,48) и умения устанавливать логические связи - при р < 0,01 (р = 0,29).

Самооценки нейродинамических характеристик спортсменов практиче­ски не отличаются от самооценок других свойств личности (6,45 балла против 6,61). Обращает на себя внимание высокая относительно других самооценка активности личности (как свойства темперамента) и низкая - тревожности (таблица 2). Однако низкая самооценка выраженности тревожности «работа­ет» на высокую общую самооценку, поскольку низкая тревожность в пред­ставлении как спортсменов, так и не занимающихся спортом — явление пози­тивное.

Обращение к показателям самооценки нейродинамических характери­стик представителей контрольной группы показывает, что спортсмены, более высоко оценивают у себя два из трех свойств нервной системы: ее силы (р < 0,02) и уравновешенности (р < 0,04).

Самооценка свойств темперамента у спортсменов выше, чем у испытуе­мых из контрольной группы. Однако достоверного уровня значимость дости­гают лишь различия трех показателей из шести. У спортсменов более высоки активность (р < 0,02), темп реакций (р < 0,03) и низка тревожность (р < 0,04). Наиболее высоко оценены те свойства темперамента, которые однозначно трактуются как положительные.

Коэффициенты вариации самооценок нейродинамических характери­стик личности у спортсменов ниже, чем у студентов, не занимающихся спор­том - в среднем 27,69% против 30,53%. Существует и исключение - коэффи­циент вариации самооценки тревожности у спортсменов выше (37,59%), чем у лиц, непричастных к спорту (26,64%).

Самооценка силы нервной системы тесно взаимосвязана с самооценкой ее уравновешенности (р < 0,001). Других взаимосвязей между свойствами нервной системы не обнаружено. Данная связь не является особенной, поскольку такого же высокого уровня достоверности достигает коэффициент корреля­ции между этими же показателями у испытуемых контрольной группы.

Таблица 2

Самооценки нейродинамических характеристик спортсменов и лиц не занимающихся спортом

Характеристики самооценки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t

Р

X

S

V

X

S

V

Сила нервных процессов (НП)

6,45

0,26

28,50

5,32

0,51

44,72

1,96

0,05

Уравновешенность НП

6,31

0,24

27,12

6,18

0,30

31,09

0,34

0,74

Подвижность НП

6,29

0,23

25,98

5,53

0,27

31,75

2,10

0,04

Активность

7,29

0,22

21,52

6,50

0,23

22,82

2,42

0,02

Экстраверсия

6,04

0,25

29,26

6,08

0,27

28,97

-0,09

0,93

Ригидность

6,41

0,25

27,75

5,95

0,33

36,10

1,08

0,28

Эмоциональная устойчивость

6,71

0,29

29,79

6,64

0,29

29,00

0,17

0,86

Тревожность

5,61

0,25

37,59

6,47

0,33

26,64

-2,12

0,04

Темп реакций

6,96

0,22

21,74

6,27

0,23

23,71

2,17

0,03

Средняя самооценка нейродинамических характеристик

6,45

0,25

27,69

6,10

0,31

30,53

0,94

Средняя самооценка всех характеристик

6,61

0,23

24,76

6,24

0,28

28,69

1,21

., -

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Эмпирическое исследование основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Цель, задачи, методы исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Объектомисследования являлась учебно-профессиональная деятельность молодёжи. Предметомисследования выступали мотивы приобретения молодёжью высшего образования. Цель исследования: изучить основные мотивы поступлен ...

Тактические приемы на переговорах
Ряд тактических приемов может применяться независимо от того, на каком этапе находится процесс переговоров. Использование же других приемов ограничено рамками конкретного этапа. А. Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах. 1. «Уход» связан с закрытием позиции. Примером «ухода» может служить просьба отложить рассмотрение вопро ...

Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у младших школьников. Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное развитие)
Для выявления у одаренных детей феномена эгоцентризма, была применена совокупность различных методов диагностики. Использованная нами программа обследования учащихся начальной школы была выбрана нами как наиболее опробованная и выверенная, рекомендованная Министерством образования РФ. Подбор тестов на эгоцентризм осуществлялся исходя из ...