У представителей контрольной группы картина взаимосвязей совсем другая. Самооценка КС «Широта категоризации» взаимосвязана с самооценкой умения обобщать и устанавливать логические связи между понятиями (р < 0,05 и 0,001 соответственно). Самооценка памяти достоверно не связана с самооценкой двух взаимосвязанных между собой (р < 0,001) показателей мышления - умения обобщать и устанавливать логические связи.
Сказанное позволяет заключить, что самооценка познавательных процессов у спортсменов образует своеобразный симптомокомплекс, включающий в себя самооценку основных когнитивных составляющих: памяти и мышления. У лиц, непричастных к спорту такой симптомокомплекс не включает в себя самооценку памяти, зато включат самооценку широты категоризации.
Именно эти два показателя самооценки познавательных процессов — умения обобщать и устанавливать логические связи корреляционно связаны с самооценкой собственной личности в целом: умения обобщать - при р < 0,001 (р = 0,48) и умения устанавливать логические связи - при р < 0,01 (р = 0,29).
Самооценки нейродинамических характеристик спортсменов практически не отличаются от самооценок других свойств личности (6,45 балла против 6,61). Обращает на себя внимание высокая относительно других самооценка активности личности (как свойства темперамента) и низкая - тревожности (таблица 2). Однако низкая самооценка выраженности тревожности «работает» на высокую общую самооценку, поскольку низкая тревожность в представлении как спортсменов, так и не занимающихся спортом — явление позитивное.
Обращение к показателям самооценки нейродинамических характеристик представителей контрольной группы показывает, что спортсмены, более высоко оценивают у себя два из трех свойств нервной системы: ее силы (р < 0,02) и уравновешенности (р < 0,04).
Самооценка свойств темперамента у спортсменов выше, чем у испытуемых из контрольной группы. Однако достоверного уровня значимость достигают лишь различия трех показателей из шести. У спортсменов более высоки активность (р < 0,02), темп реакций (р < 0,03) и низка тревожность (р < 0,04). Наиболее высоко оценены те свойства темперамента, которые однозначно трактуются как положительные.
Коэффициенты вариации самооценок нейродинамических характеристик личности у спортсменов ниже, чем у студентов, не занимающихся спортом - в среднем 27,69% против 30,53%. Существует и исключение - коэффициент вариации самооценки тревожности у спортсменов выше (37,59%), чем у лиц, непричастных к спорту (26,64%).
Самооценка силы нервной системы тесно взаимосвязана с самооценкой ее уравновешенности (р < 0,001). Других взаимосвязей между свойствами нервной системы не обнаружено. Данная связь не является особенной, поскольку такого же высокого уровня достоверности достигает коэффициент корреляции между этими же показателями у испытуемых контрольной группы.
Таблица 2
Самооценки нейродинамических характеристик спортсменов и лиц не занимающихся спортом
Характеристики самооценки |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t |
Р | ||||
X |
S |
V |
X |
S |
V | |||
Сила нервных процессов (НП) |
6,45 |
0,26 |
28,50 |
5,32 |
0,51 |
44,72 |
1,96 |
0,05 |
Уравновешенность НП |
6,31 |
0,24 |
27,12 |
6,18 |
0,30 |
31,09 |
0,34 |
0,74 |
Подвижность НП |
6,29 |
0,23 |
25,98 |
5,53 |
0,27 |
31,75 |
2,10 |
0,04 |
Активность |
7,29 |
0,22 |
21,52 |
6,50 |
0,23 |
22,82 |
2,42 |
0,02 |
Экстраверсия |
6,04 |
0,25 |
29,26 |
6,08 |
0,27 |
28,97 |
-0,09 |
0,93 |
Ригидность |
6,41 |
0,25 |
27,75 |
5,95 |
0,33 |
36,10 |
1,08 |
0,28 |
Эмоциональная устойчивость |
6,71 |
0,29 |
29,79 |
6,64 |
0,29 |
29,00 |
0,17 |
0,86 |
Тревожность |
5,61 |
0,25 |
37,59 |
6,47 |
0,33 |
26,64 |
-2,12 |
0,04 |
Темп реакций |
6,96 |
0,22 |
21,74 |
6,27 |
0,23 |
23,71 |
2,17 |
0,03 |
Средняя самооценка нейродинамических характеристик |
6,45 |
0,25 |
27,69 |
6,10 |
0,31 |
30,53 |
0,94 | |
Средняя самооценка всех характеристик |
6,61 |
0,23 |
24,76 |
6,24 |
0,28 |
28,69 |
1,21 |
., - |
Связь между условием притязаний, самооценкой и
профессиональными интересами
Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 4).
Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – природа» свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05).
Учащимся, сделавшим выбор в пользу профессий ...
Работа с детьми отклоняющегося поведения
Несовершеннолетние правонарушители и подростки девиантного поведения нуждаются, прежде всего, в социально-педагогической реабилитации.
Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – это комплексная, многоуровневая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на возвращение, включение их в общество. Она заключает ...
Теоретическая часть. Общая характеристика зависимого
поведения
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособно ...
Разделы