Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов

Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов
Страница 5

Средний коэффициент вариации самооценок регуляторных характери­стик у спортсменов ниже и составляет 21,48%, тогда как у не спортсменов — 27,33%. Вариативность значительно ниже у спортсменов по показателям сме­лости и решительности (на 16,37%), целеустремленности (на 11,45%), само­стоятельности и инициативности (на 9,62%) и выше — настойчивости и упор­ства (на 4,15%), а также выдержки и самообладания (на 4,03%). Низкие коэф­фициенты вариации зафиксированы именно у тех характеристик самооценок воли, по которым спортсмены в наибольшей степени отличаются от не спорт­сменов. Спортсмены более однородно и достоверно высоко оценивают выра­женность собственных целеустремленности, смелости и самостоятельности.

Изучаемые самооценки волевых качеств у спортсменов корреляционно взаимосвязаны значительно теснее, чем у лиц непричастных к спорту. У спортсменов 4 характеристики из 5-ти связаны друг с другом. Исключение со­ставила самооценка выдержки и самообладания. Самооценка целеустремлен­ности связана с самооценкой смелости и решительности при р < 0,05. Осталь­ные связи зафиксированы при р < 0,01 и даже при р < 0,001).

Самооценки регуляторных характеристик личности спортсменов, так же как и других, в частности — когнитивных и нейродинамических, образуют оп­ределенный симптомокомплекс, ядром которого является самооценка настой­чивости и упорства.

У представителей контрольной группы корреляционных взаимосвязей характеристик воли меньше и они менее достоверны. Кроме того, полученные связи «выстраивают» самооценки волевых качеств в цепочку: самооценка вы­держки и самообладания — самостоятельности и инициативности — смелости и решительности (р < 0,05) — настойчивости и упорства (р < 0,01).

С самооценкой спортсменами своей личности в целом наиболее тесно коррелируют: целеустремленность, а также смелость и решительность (р = 0,39, при р< 0,01).

Самооценки мотивационных характеристик личности (6,93 балла) у спортсменов являются более выраженными, чем другие (6,44 балла). Наиболее высоко спортсмены оценивают у себя мотивацию успеха (7,45 балла), уровень притязаний (7,43 балла) и направленность на взаимодействие с другими людьми (7,0 баллов). Однако высокая самооценка уровня притязаний отмече­на и у представителей контрольной группы (7,45 балла).

Таблица 5

Самооценки мотивационных характеристик спортсменов и лиц не занимающихся спортом

Характеристики самооценки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t

Р

X

S

V

X

S

V

Мотивация успеха

7,45

0,21

19,39

6,57

0,285

28,19

2,44

0,02

Направленность на себя

6,29

0,25

28,31

6,20

0,26

27,62

0,23

0,82

Направленность на общение

7,00

0,22

22,40

6,28

0,27

27,90

2,03

0,04

Направленность на деятельность

6,47

0,23

24,66

5,70

0,28

32,30

2,08

0,04

Уровень притязаний

7,43

0,16

15,54

7,45

0,20

17,18

-0,08

0,93

Средняя самооценка

мотивационных

характеристик

6,93

0,22

22,06

6,44

0,26

26,64

1,34

Средняя самооценка всех характеристик

6,61

0,23

24,76

6,24

0,28

28,69

1,21

_

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Методики исследования
В ходе экспериментального исследования у спортсменов и лиц, не зани­мающихся спортом изучались три блока психологических показателей: - характеристики самооценки личности; - свойства личности; - характеристики адаптированности к деятельности. В связи с тем, что многие из методик являются широко известными, в приложения были помещены ...

Человек как компонент природы, человек как микрокосм, человек как мера всех вещей и причина всех следствий
Как компонент природы - мы являемся частью природной ниши. Как микрокосмос-это психика, часть человека, которая является принципиально не познаваемой. Мира всех вещей - время в космосе не существует, для животных время не существует, время придумал человек, так же и понятия зла и добра. Человек как продукт биологической эволюции и ее ...

Анализ цикла занятий по коррекции и развитию адаптивных возможностей умственно-отсталых подростков. Анализ цикла занятий «Я-социальное»
Цель цикла занятий: Достижение частичного осознания подростком своего социального «Я», как носителя социальной роли. Первое занятие проходило скованно, дети не могут разглядывать свое лицо спокойно, после предложения ощупать его приходят в замешательство, к концу занятия делают это с удовольствием. Второе занятие проходит с большим и ...