Таблица показывает, что у спортсменов даже на 99,9% уровне достоверности остается 5 взаимосвязей, которые включают в себя 4 показателя самооценок свойств темперамента. Более того, эти показатели образуют плеяду, в которую включены и другие характеристики самооценок темперамента — свойства нервной системы (рисунок 1).
|
Подвижность нервных процессов | ||||||
|
Активность |
Экстраверсия | |||||
|
^^ | ||||||
|
Тревожность |
Эмоциональность | |||||
Рис. 1. Взаимосвязи самооценок свойств темперамента у спортсменов при р < 0,001.
В контрольной группе испытуемых взаимосвязей получено значительно меньше. Кроме того, уровень их достоверности существенно ниже. Симпто-мокомплекса самооценок нейродинамических свойств не получено.
Из показателей самооценок свойств нервной системы и темперамента у спортсменов наиболее тесно связанными с самооценкой в целом оказались сила нервной системы и активность (р = 0,46 при р < 0,001), подвижность нервной системы и темп реакций (р = 0,38 при р < 0,01), а также тревожность (отрицательно; р = 0,29 при р < 0,05).
Самооценки регуляторных характеристик у спортсменов более выражены, чем другие - 7,09 балла против 6,61 (таблица 4). Наиболее высоко спортсмены оценивают у себя настойчивость и упорство, целеустремленность, а также самостоятельность и инициативность. Для студентов, не занимающихся спортом, также характерна довольно высокая оценка своей настойчивости и упорства. В отличии от испытуемых контрольной группы для спортсменов характерна высокая самооценка целеустремленности (р < 0,02), смелости и решительности (р < 0,03), а также самостоятельности и инициативности (р < 0,04). Других достоверных различий в оценке спортсменами волевых качеств не зафиксировано.
Показатель достоверности различий средней самооценки спортсменами своих регуляторных характеристик (критерий t) превышает t средней самооценки всех другихг но ненамного (1,26 против 1,21).
Таблица 4
Самооценки регуляторных характеристик спортсменов и лиц не занимающихся спортом
|
Характеристики самооценки |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
■!-> |
Р | ||||
|
X |
S |
V |
X |
S |
V | |||
|
Целеустремлённость |
7,27 |
0,25 |
23,97 |
6,30 |
0,33 |
35,42 |
2,34 |
0,02 |
|
Смелость и решительность |
6,92 |
0,19 |
19,31 |
6,05 |
0,33 |
35,68 |
2,28 |
0,03 |
|
Настойчивость и упорство |
7,29 |
0,22 |
21,15 |
7,20 |
0,17 |
17,00 |
0,29 |
0,77 |
|
Самостоятельность |
7,14 |
0,21 |
20,41 |
6,38 |
0,30 |
30,03 |
2,09 |
0,04 |
|
Выдержка и самообладание |
6,82 |
0,22 |
22,54 |
6,98 |
0,20 |
18,51 |
-0,53 |
0,60 |
|
Средняя самооценка регуляторных характеристик |
7,09 |
0,22 |
21,48 |
6,58 |
0,27 |
27,33 |
1,26 | |
|
Средняя самооценка всех характеристик |
6,61 |
0,23 |
24,76 |
6,24 |
0,285 |
28,69 |
1,21 | |
Проблема агрессивности у детей: оказание помощи ребёнку и его семье
На базе Брестского государственного областного социально-педагогического центра был организован семинар по теме "Эффективное взаимодействие с подростками, склонными к агрессивному поведению", в котором принимали участие социальные педагоги и психологи районных социально-педагогических центров. Необходимость проведения такого с ...
Психологические эффекты массовой коммуникации. Эффекты
массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
Основной эффект от воздействия средств массовой информации - изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Коммуникативные эффекты - изменение осведомленности о товаре или услуги или изменение отношения к товар ...
Методика № 2 «Опросник нервно-психического напряжения (Немчин)»
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком «плюсом» те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».
Обработка данных:
За отметку плюс, поставленную испытуемый напротив ответа «а» ставится 1 балл, напротив «в» - 2 балла, а напротив «в» - 3 балла.
Минимальное ко ...



Разделы