Особенности взаимозависимостей показателей самооценки и свойств личности спортсменов свидетельствуют о силе воздействия спортивной деятельности на формирование личности. Кроме того, они раскрывают психологические возможности изменения самооценки спортсмена, сопряжённые с развитием некоторых личностных свойств. Достоверными у спортсменов оказались 36 связей показателей самооценки и личностных свойств: 2 из них достоверны на 99,9%, 14 - на 99% и 20 - на 95% уровне значимости. А у студентов, не занимающихся спортом, выявлено 24 зависимости. 1 из них достигла высшего (99,9%) уровня достоверности, 3 - 99% и 20 — 95% уровня достоверности. Очевидно, что степень интегрированность показателей самооценки и свойств личности у спортсменов выше, что свидетельствует о большей цельности их личности.
В наименьшей степени с характеристиками самооценки оказались связаны свойства интеллекта. Так, у спортсменов выявлена одна положительная связь показателя когнитивного стиля широты категоризации и уровня выраженности самооценки (из 16 возможных). Зато эта связь достоверна на уровне 99,9% (р = 0,58). У студентов, не связанных со спортом, показатели интеллекта и самооценки вовсе не связаны. Таким образом, расположенность спортсменов к выбору высоких стандартов в оценке явлений связана с высокой оценкой себя.
Наибольшее количество корреляций уровня самооценки у спортсменов обнаружено с показателями ценностных ориентации: 17, причём 6 достигли 99% уровня достоверности. А у не спортсменов — с показателями эмоциональной сферы личности: 7 связей, 2 из которых достоверны на 99% уровне значимости. Таким образом, самооценка людей, занимающихся спортом, основана не на чувствах и переживаниях, а на личностных смыслах. Очевидно, что количество, теснота и специфика связей у спортсменов свидетельствуют о большей степени психологической обусловленности их самооценки и высоком уровне личностной зрелости.
В таблице 11 представлены сведения о достоверных взаимосвязях характеристик самооценки и ценностных ориентации у спортсменов. Таких связей обнаружено 17, при чём 6 из них достигли 99% уровня достоверности. У испытуемых, не занимающихся спортом (таблица- 12), выявлено всего 7 связей показателей самооценки и ценностных ориентации и все они не выше 95% уровня достоверности. Система ценностных ориентации личности является важным фактором развития самооценки, так как имеет множественные взаимозависимости со всеми её показателями. Однако у спортсменов эти зависимости проявляются более чётко и глубоко. Значит, спортивная деятельность оказывает серьёзное воздействие на систему личностных смыслов человека и повышает интегрированность характеристик самооценки и ценностных ориентации.
Показатели ценностных ориентации у спортсменов имеют наибольшее количество связей с со степенью дифференцированности самооценки. Их 9, 6 из них достоверны на 99% уровне значимости. Все взаимосвязи отрицательные. У не спортсменов (таблица- 12) имеется только 1 (тоже отрицательная) связь дифференцированности самооценки и ценностной ориентации на религию (р < 0,05).
Таблица 11
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и ценностных ориентации спортсменов
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели ценностных ориентации: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
Духовная культура |
0,30 | ||
Известность |
-0,28 | ||
Демократия в обществе |
0,32 | ||
Служение людям |
0,41 | ||
Чувственные удовольствия |
-0,28 | ||
Внешняя привлекательность |
-0,42 | ||
Общественная деятельность |
-0,41 | ||
Нравственные качества |
-0,28 | ||
Общение, контакты |
0,29 |
-0,36 | |
Интересная работа |
-0,28 | ||
Власть, доминирование |
-0,41 | ||
Религия |
-0,30 |
-0,38 | |
Безопасность, защищённость |
-0,33 |
-0,29 | |
Здоровье |
0,35 |
Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента («Социометрия» Р.С. Немова, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной)
Результаты мето ...
Специфика учебной и спортивной деятельности
Под деятельностью, как категорийным понятием, понимается «динами-чесая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» (Словарь-спавочник под ред. В.У. Агеевца, 1996, с. 87). ...
Применение социально психологического тренинга
Комплекс проблем, затрагиваемых при изучении "прикладных аспектов тренинга", является своеобразной "горячей точкой" и заслуживает более обстоятельного рассмотрения.
"С точки зрения задач и разнообразных вариантов его использования в настоящее время тренинг в первую очередь призван обслуживать определенные сферы ...
Разделы