Особенности взаимозависимостей показателей самооценки и свойств личности спортсменов свидетельствуют о силе воздействия спортивной деятельности на формирование личности. Кроме того, они раскрывают психологические возможности изменения самооценки спортсмена, сопряжённые с развитием некоторых личностных свойств. Достоверными у спортсменов оказались 36 связей показателей самооценки и личностных свойств: 2 из них достоверны на 99,9%, 14 - на 99% и 20 - на 95% уровне значимости. А у студентов, не занимающихся спортом, выявлено 24 зависимости. 1 из них достигла высшего (99,9%) уровня достоверности, 3 - 99% и 20 — 95% уровня достоверности. Очевидно, что степень интегрированность показателей самооценки и свойств личности у спортсменов выше, что свидетельствует о большей цельности их личности.
В наименьшей степени с характеристиками самооценки оказались связаны свойства интеллекта. Так, у спортсменов выявлена одна положительная связь показателя когнитивного стиля широты категоризации и уровня выраженности самооценки (из 16 возможных). Зато эта связь достоверна на уровне 99,9% (р = 0,58). У студентов, не связанных со спортом, показатели интеллекта и самооценки вовсе не связаны. Таким образом, расположенность спортсменов к выбору высоких стандартов в оценке явлений связана с высокой оценкой себя.
Наибольшее количество корреляций уровня самооценки у спортсменов обнаружено с показателями ценностных ориентации: 17, причём 6 достигли 99% уровня достоверности. А у не спортсменов — с показателями эмоциональной сферы личности: 7 связей, 2 из которых достоверны на 99% уровне значимости. Таким образом, самооценка людей, занимающихся спортом, основана не на чувствах и переживаниях, а на личностных смыслах. Очевидно, что количество, теснота и специфика связей у спортсменов свидетельствуют о большей степени психологической обусловленности их самооценки и высоком уровне личностной зрелости.
В таблице 11 представлены сведения о достоверных взаимосвязях характеристик самооценки и ценностных ориентации у спортсменов. Таких связей обнаружено 17, при чём 6 из них достигли 99% уровня достоверности. У испытуемых, не занимающихся спортом (таблица- 12), выявлено всего 7 связей показателей самооценки и ценностных ориентации и все они не выше 95% уровня достоверности. Система ценностных ориентации личности является важным фактором развития самооценки, так как имеет множественные взаимозависимости со всеми её показателями. Однако у спортсменов эти зависимости проявляются более чётко и глубоко. Значит, спортивная деятельность оказывает серьёзное воздействие на систему личностных смыслов человека и повышает интегрированность характеристик самооценки и ценностных ориентации.
Показатели ценностных ориентации у спортсменов имеют наибольшее количество связей с со степенью дифференцированности самооценки. Их 9, 6 из них достоверны на 99% уровне значимости. Все взаимосвязи отрицательные. У не спортсменов (таблица- 12) имеется только 1 (тоже отрицательная) связь дифференцированности самооценки и ценностной ориентации на религию (р < 0,05).
Таблица 11
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и ценностных ориентации спортсменов
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели ценностных ориентации: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
Духовная культура |
0,30 | ||
Известность |
-0,28 | ||
Демократия в обществе |
0,32 | ||
Служение людям |
0,41 | ||
Чувственные удовольствия |
-0,28 | ||
Внешняя привлекательность |
-0,42 | ||
Общественная деятельность |
-0,41 | ||
Нравственные качества |
-0,28 | ||
Общение, контакты |
0,29 |
-0,36 | |
Интересная работа |
-0,28 | ||
Власть, доминирование |
-0,41 | ||
Религия |
-0,30 |
-0,38 | |
Безопасность, защищённость |
-0,33 |
-0,29 | |
Здоровье |
0,35 |
Психодинамические теории личности.
Учение З. Фрейда
Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или ≪ИД≫ (оно); сознание, или эго (я); супер-эго(сверх-я). Ведущую роль ...
Деловой конфликт (модель № 9)
Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми, формально-нормативными, отношениями власти - подчинения, системными и надсистемными факторами. Отс ...
Теория конфликтов
Конфликты - исключительно многообразное явление. Конфликты наиболее часто именуют по той сфере, в которой они возникают. Например: конфликты в коллективе, деловые, семейные и т.д. Технологически, в данном случае, более целесообразно выделить базовые типы конфликтов по основной детерминации, причинам их возникновения и развития.
Примени ...
Разделы