Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологическая обусловленность самооценки спортсменов

Психологическая обусловленность самооценки спортсменов
Страница 5

В наибольшей степени у спортсменов с показателями свойств темпера­мента связан уровень самооценки. При высокой экстравертированности (р < 0,001) и темпе реакций (р < 0,01) самооценка спортсменов более высока, а при выраженной ригидности - имеет тенденцию к понижению (р < 0,01). У не спортсменов уровень самооценки повышается в связи с высокой активностью (р < 0,05), однако при этом снижается дифференцированность в оценке себя (р < 0,01). Высокая активность у испытуемых, не связанных со спортом, сопутст­вует упрощённой, чёткой и высокой оценке себя. У спортсменов эти связи от­сутствуют.

Таким образом, можно констатировать наличие двух позитивных тен­денций в сфере самооценки спортсменов. Во-первых, у них высокая само­оценка не сопровождается снижением её дифференцированности. Во-вторых, у спортсменов экстравертированность, направленность на других людей свя­зана с ростом самооценки, то есть общение и заинтересованность людьми по­ложительно сказываются на самооценке спортсменов. Очевидно при высокой степени соревновательности и конкуренции, которые присущи спорту. Эта деятельность содержит ресурсы поддержания позитивного отношения к себе при высокой нацеленности, вовлечённости человека во взаимодействие.

Таблица 17

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и свойств темперамента не спортсменов

(п = 40; р = 0,30 при р < 0,05; р = 0,39 при р < 0,01; р = 0,45 при р < 0,001)

Показатели свойств темперамента:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифференц-ть

Активность

0,37

-0,42

Темп реакций

0,36

У не спортсменов высокий темп реакций связан с увеличением диффе-ренцированности самооценки (р < 0,05). А у спортсменов не только с диффе-ренцированностью (р < 0,05), но и с высоким её уровнем (р < 0,01). Значит, спортивная деятельность формирует способность не только подробно и чётко оценивать себя при высоком темпе реакций, но ещё и высоко. И эта тенденция так же является более позитивной, представляя собой ресурс повышения са­мооценки спортсменов.

В таблице - 18 представлены сведения о достоверных связях показате­лей самооценки и эмоциональной сферы спортсменов. Показательно, что у спортсменов подобных связей только 2 и они достоверны на 99% уровне. А у не спортсменов (таблица — 19) связей самооценки и эмоциональной сферы наибольшее число и глубина их наиболее велика, сравнительно со связями с другими показателями личностных свойств. Таких связей у испытуемых, не занимающихся спортом, выявлено 7 и 2 из них достигли 99% уровня досто­верности. Это значит, что самооценка спортсменов в меньшей степени связана с показателями эмоциональной сферы личности. Видимо спорт обуславливает более тесную связь самооценки с системой ценностных ориентации, мотива­ции, темперамента, интеллекта и коммуникативных способностей. Но при этом, снижает взаимозависимость самооценки и эмоциональных свойств лич­ности у спортсменов. Позитивность этой тенденции можно определить, рас­смотрев специфику связей показателей эмоциональной сферы и самооценки спортсменов и не спортсменов.

Таблица 18

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и эмоциональной сферы личности спортсменов

(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)

Показатели эмоциональной сферы:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифференц-ть

Нервно-психич. устойчивость

0,38

Внушаемость

-0,36

У спортсменов показатели эмоциональной сферы (нервно-психическая устойчивость и внушаемость) связаны только с адекватностью самооценки (р < 0,01). У испытуемых, не занимающихся спортом, имеются аналогичные свя­зи, но уровень их достоверности ниже - 95%. Эти связи проявляются в том, что высокая внушаемость сопряжена с менее реалистичной самооценкой, а нервно-психическая устойчивость - с более адекватной. Позитивно, что у спортсменов эти тенденции выражены более чётко.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статистические гипотезы
Формулирование гипотез систематизирует предположения исследователя и представляет их в четком и лаконичном виде. Благодаря гипотезам исследователь не теряет путеводной нити в процессе расчетов и ему легко понять после их окончания, что, собственно, он обнаружил. Статистические гипотезы подразделяются на нулевые и альтернативные, направ ...

Методы диагностики памяти
Методика «Выучи слова» Цель: определение динамики процесса заучивания. Ход: ребенок получал задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, лампочка, картина, человек, книга. Каждый ребенок пытался воспроизвести ряд после кажд ...

Межличностный конфликт на внутриличностной основе ("с больной головы на здоровую") (модель № 1)
В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величины, а также при нежелании и (или) неумении найти другой способ ее разрешения изливается на партнера ...