Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологическая обусловленность самооценки спортсменов

Психологическая обусловленность самооценки спортсменов
Страница 4

(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)

Показатели волевых качеств:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифф-ть

Целеустремлённость

• 0,32

0,29

Инициативность, самостоятельность

0,38

У спортсменов связей показателей волевых качеств личности и само­оценки 3 и одна из них достигла 99% уровня достоверности. А у студентов, не занимающихся спортом - только 2 связи и обе на 95% уровне. Таким образом, особенности самооценки спортсменов в большей степени зависят от волевых качеств их личности. В то время как у не спортсменов волевые качества разви­ты слабее (таблица - 10) и в меньшей степени связаны с самооценкой. Види­мо, спорт не только формирует волевые качества, но и повышает их интегри-рованность, то есть делает их более значимыми для формирования отношения личности к себе.

Интерпретация содержания связей показателей волевых качеств и само­оценки у спортсменов и испытуемых, не связанных со спортом, позволяет оп­ределить выявленные у спортсменов взаимозависимости как более позитив­ные. У них с волевыми качествами положительно связаны, адекватность и уровень самооценки. То есть целеустремлённость спортсменов в деятельности способствует повышению позитивности их самооценки (р < 0,05). И проявле­ния самостоятельности и инициативности (р < 0,01), а так же целеустремлён­ности (р < 0,05) связаны с более адекватной оценкой себя. Очевидно, что спортивная деятельность, требуя большей концентрации и волевой регуляции профессиональных усилий, повышает роль воли для формирования позитив­ного отношения спортсменов к себе. Интенсификация волевых усилий так же способствует формированию реалистических представлений спортсменов о своей личности. Это черты и тенденции зрелой и здоровой самооценки. Важ­но, что они отсутствуют у не спортсменов. То есть самостоятельность, ини­циативность и целеустремлённость не повышают ни уровень, ни адекватность самооценки не спортсменов. Корреляционные связи по этим показателям яв­ляются специфичными только для спортсменов.

У не спортсменов обнаружены 2 отрицательные связи показателей воле­вых качеств личности и самооценки (р < 0,05). Эти связи характеризуют нега­тивные тенденции в сфере осознания себя не спортсменами юношеского воз­раста. Отрицательно взаимосвязанными с показателем дифференцированности самооценки оказались целеустремлённость (п = 40; р = (- 0,30); р < 0,05) и на­стойчивость (п = 40; р = (- 0,34); р < 0,05). Таким образом, у испытуемых, не связанных со спортом, волевые качества не только не повышают уровень и адекватность самооценки. Но даже снижают её дифференцированность, то есть делают самооценку не спортсменов более упрощённой и детской. Эта не­гативная тенденция отсутствует у спортсменов.

В таблице - 16 представлены сведения о взаимосвязях показателей са­мооценки и свойств темперамента у спортсменов. Подобные данные относи­тельно не спортсменов содержатся в таблице — 8. У спортсменов выявлено 4, а у испытуемых, не занимающихся спортом — 3 связи показателей самооценки и свойств темперамента. Уровень достоверности связей выше у спортсменов: 1 связь достигла 99,9%, 2 — 99% и ещё 1 - 95% уровня. У не спортсменов 1 связь достоверна на 99% и 2 - на 95% уровне. Количество и глубина связей свиде­тельствуют о том, что интегрированность показателей самооценки и свойств темперамента выше у спортсменов. Поскольку свойства темперамента являются отчасти биологически обусловленными, отчасти на их специфику влияет опыт личности. Поэтому трудно определить в какой степени спорт влияет на формирование обсуждаемых взаимозависимостей, а в какой этот вид деятель­ности привлекает людей с особыми свойствами темперамента. Очевидно, что особенности темперамента спортсменов в большей степени связаны с показате­лями их самооценки. А это можно считать проявлением личностной зрелости.

Таблица 16

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и свойств темперамента спортсменов

(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)

Показатели свойств темперамента:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифференц-ть

Ригидность

-0,36

Темп реакций

0,43

0,32

Экстраверсия

0,53

0,29

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у младших школьников. Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное развитие)
Для выявления у одаренных детей феномена эгоцентризма, была применена совокупность различных методов диагностики. Использованная нами программа обследования учащихся начальной школы была выбрана нами как наиболее опробованная и выверенная, рекомендованная Министерством образования РФ. Подбор тестов на эгоцентризм осуществлялся исходя из ...

Исследование влияния уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры.
Объектом предпринятого нами исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста, как один из показателей формирования личности. Предмет исследования - влияние уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры. Исследование проводилось в старшей группе д/с № 40 г. Кемерово. В исследовании ...

Связь между условием притязаний, самооценкой и профессиональными интересами
Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 4). Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – природа» свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05). Учащимся, сделавшим выбор в пользу профессий ...