Дифференцированность самооценки спортсменов снижается с повышением ориентации на внешнюю привлекательность, общественную деятельность, общение, власть и религию (р < 0,01), а также чувственные удовольствия, безопасность, нравственные качества и интересную работу (р < 0,05). Иными словами, у спортсменов выше вероятность однозначной и упрощённой оценки себя в случае принятия вышеперечисленных ценностей. Однако эти ценности не являются у спортсменов доминирующими, о чём свидетельствует количественный анализ данных по показателям ценностных ориентации (таблица- 10).9
Общей для спортсменов (р < 0,01) и не спортсменов (р < 0,05) является тенденция к чрезмерно обобщённой самооценке («я хороший») при принятии ценности религиозной жизни. Видимо, признание религиозных норм упрощает оценку человеком себя самого, делая её более «детской». А низкая диффе-ренцированность самооценки - признак возрастной нормы для дошкольного возраста. Ориентация на религиозные ценности делает самооценку менее адекватной и у спортсменов, и у не спортсменов (р < 0,05). У испытуемых, не связанных со спортом, религиозность способствует ещё и повышению уровня самооценки (р < 0,05), чего нет у спортсменов. Таким образом, приоритет ценностей веры выполняет защитную функцию, повышая самооценку, снижая её дифференцированность и адекватность. Видимо в силу большей независимости спортсменов, этот механизм у них менее выражен.Анализ сведений по взаимосвязям самооценки и ценностных ориентации спортсменов выявляет ещё одну важную и проблемную тенденцию. Они состоит в том, что при ориентации на ценности, далёкие от спортивной деятельности, оценка, самих себя у спортсменов упрощается, становится более размытой и менее адекватной, представленной в критериях: плохой, хороший, средний. Об этом свидетельствует наличие большого числа только отрицательных связей показателей дифференцированности и адекватности самооценки и ценностных ориентации. А также то, что ни одна из ценностных ориентации, связанных с показателем дифференцированности не является личностно значимой для спортсменов (таблица - 10). Данная тенденция может быть объяснена особенностями спортивной деятельности. Она требует большой концентрации физических и душевных сил, временных, интеллектуальных затрат. По сути, спорт формирует такой опыт, в котором человеку реже приходится оценивать себя вне ценностей спорта.
Адекватность самооценки спортсменов повышается с ориентацией на общение и здоровье, а снижается в связи с принятием религиозных норм и стремлением к безопасной, защищенной жизни (р < 0,05). У не спортсменов адекватность самооценки возрастает с осознанием личностной значимости автономности, а снижается в связи с ценностью религии (р < 0,05). Самооценка спортсменов имеет больше связей по показателю адекватности с ценностными ориентациями. Причём это ценности здоровья, важные для спортсменов. Показательно, что адекватность самооценки спортсменов повышается с ориентацией на общение, а у не спортсменов - на автономность (р < 0,05). Это можно объяснить опытом соревновательной деятельности спортсменов, то есть таким взаимодействием, в котором приходится оценивать себя, получать чёткую оценку от других.
Таблица 12
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и ценностных ориентации у не спортсменов
(п = 40; р = 0,30 при р < 0,05; р = 0,39 при р < 0,01; р = 0,45 при р < 0,001)
|
Показатели ценностных ориентации: |
Характеристики самооценки | ||
|
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
|
Духовная культура |
0,30 | ||
|
Автономность |
-0,31 |
0,35 | |
|
Общение, контакты |
-0,32 | ||
|
Религия |
0,31 |
-0,37 |
-0,35 |
Уровень самооценки спортсменов повышается с принятием ценности, прежде всего, служения людям (р < 0,01), а так же духовной культуры (р < 0,05). А уровень самооценки не спортсменов возрастает при ориентации на духовную культуру и религию (р < 0,05). Эти связи проявление позитивной тенденции в сфере самооценки спортсменов. Она состоит в том, что самооценка спортсменов возрастает в связи со стремлением быть активным и приносить пользу другим людям. В то время как самооценка не спортсменов повышается в связи с ориентацией на эталоны (культуры, религии), и не основана на стремлении к собственной позитивной активности. Это так же можно объяснить особенностями спортивной деятельности. А именно тем, что спорт формирует активную, а не созерцательную жизненную позицию и сопряжённые с такой позицией ценности.
Классификация СПТ как одной из областей применения
активных групповых методов
Существует множество методов воздействия, которые можно было бы отнести к активным групповым методам.
Как уже говорилось выше, область применения АГМ чрезвычайно широка. В настоящее время существует целый комплекс АГМ, различных и по целям, и по способам воздействия, и по многим другим характеристикам.
Единой классификации АГМ не суще ...
Соотношение знания и веры. Разные виды веры
Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Кун ...
Факторы развития зависимого поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния.
Под биологическимипредпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкого ...



Разделы