В то время как у не спортсменов адекватность самооценки наиболее тесно и отрицательно связана с показателем личностной тревожности (р < 0,01), а так же положительно коррелирует с уверенностью в себе (р < 0,05). Таким образом, у не спортсменов адекватность самооценки снижается, если они в себе не уверенны, оценивают себя невысоко, сомневаются в своей успешности. Позитивно, что у спортсменов эта связь отсутствует, то есть они оценивают себя адекватно независимо от степени уверенности в себе.
Таблица 19
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и эмоциональной сферы личности не спортсменов
(п = 40; р = 0,30 при р < 0,05; р = 0,39 при р < 0,01; р = 0,45 при р < 0,001)
Показатели эмоциональной сферы: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
Нервно-психич. устойчивость |
0,30 | ||
Тревожность личностная |
-0,45 | ||
Тревожность ситуативная |
0,45 |
-0,30 | |
Уверенность |
0,36 | ||
Внушаемость |
-0,32 |
-0,33 |
Важно, что у спортсменов отсутствуют связи, которые оказались статистически достоверными у не спортсменов, показателей личностной тревожности и адекватности самооценки (р < 0,01), а так же ситуативной тревожности, уровня (р < 0,01) и дифференцированности (р < 0,05) самооценки. И отрицательные связи показателей внушаемости и дифференцированности самооценки (р < 0,05). Можно сказать, что у не спортсменов личностная и ситуативная тревожность являются интегрирующими показателями, поскольку с ними связаны и адекватность, и уровень, и дифференцирован-ность самооценки. То есть у не спортсменов при восприятии конкретной ситуации как угрожающей повышается позитивность и снижается реалистичность в оценке себя. А так же при наличии высокой тревожности, как черты личности не спортсмены оценивают себя неадекватно. Кроме того, не спортсмены чувствительны к негативной оценке своей личности со стороны других людей. У испытуемых, занимающихся спортом, показатели самооценки не связаны с тревожностью. Очевидно, в спорте важно оценивать себя реалистично и дифференцированно в тревожащих, стрессовых ситуациях. Например, на соревнованиях, при борьбе с сильным противником для успеха важно оценить себя разносторонне и адекватно, не смотря на угрозу и тревогу. Видимо, именно поэтому самооценка спортсменов не связана с тревожностью.
В таблице 20 представлены данные о взаимосвязях показателей самооценки и коммуникативной сферы личности спортсменов. Выявлено 4 связи, 2 из которых достигли 99% уровня достоверности. Итак, у спортсменов уровень самооценки повышается в связи с высоким развитием коммуникативных и организаторских склонностей (р < 0,01). Адекватность в оценке себя возрастает при высоком уровне развития коммуникативных склонностей (р < 0,05). А вот дифференцированность самооценки спортсменов снижается при высокой степени развития организаторских склонностей (р < 0,05).
Таблица 20
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и коммуникативной сферы личности спортсменов
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели коммуникативной сферы: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
Коммуникативные склонности |
0,39 |
0,29 | |
Организаторские склонности |
0,38 |
-0,31 |
Анализ результатов контрольного исследования
Целью контрольного этапа исследования было определение достигнутого уровня развития слухоречевой памяти старших дошкольников после коррекционного воздействия.
Задачи:
1) провести повторное обследование детей по вышеописанным методикам;
2) сформулировать выводы о достигнутом уровне развития слухоречевой памяти детей.
Контрольный этап ...
Чувствительный тип личности
Эти дети робки и застенчивы. Однако у них установившиеся стойкие дружеские связи с теми, к кому они привыкли. Учатся они старательно, прилежно. Основным их свойством является повышенная чувствительность, сентиментальности, они чутко реагируют на любые оценки со стороны окружающих. Хорошо понимают самые тонкие нюансы поведения людей, поэ ...
Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными
детьми
Опыт социальной работы Красноярского Центра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агресси ...
Разделы